Законность установки в городах знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» поставил под сомнение юрист Александр Ермоленко. Он попросил Верховный суд РФ признать не соответствующим российским законам о безопасности дорожного движения Правил дорожного движения в части знаков 3.27 и 3.28 — запрещающих стоянку и остановку транспортных средств.
По его мнению, пункт 12 ПДД РФ четко указывает, где эти знаки можно устанавливать, а где их монтаж — чистое самоуправство местных властей. Так, согласно этому своду дорожных законов разрешено запрещать остановку на тротуарах, трамвайных путях, железнодорожных переездах, в тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах, на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними, вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и т.п. Стоянка запрещается вне населенных пунктов на дорогах, обозначенных знаком «Главная дорога», и ближе 50 м к железнодорожным переездам. А еще пункт 12.5 ПДД запрещает остановку «в местах, где запрещена остановка». То есть там, где кто-нибудь просто установил соответствующий дорожный знак.
Иначе говоря, запреты стоянки на мостах, тротуарах и тому подобном четко прописаны в ПДД и вполне объяснимы с точки зрения безопасности дорожного движения, но при этом ни один законодательный и даже подзаконный акт в России не регламентирует правила и критерии установки знаков запрета стоянки-остановки.
— Мы в свое время пытались выяснять у чиновников: почему, на основании каких законодательных актов в том или ином месте улично-дорожной сети установлен знак запрета стоянки, а на соседней улице — нет? В результате городские дорожные чиновники кивали на местную ГИБДД, а местная ГИБДД — на чиновников. По сути, получается так, что знаки запрета стоянки в населенных пунктах устанавливаются просто «группами товарищей», которые в обоснование своих решений ссылаются на некую «безопасность движения», и все: знаки стоят, — пояснил ситуацию порталу «АвтоВзгляд» г‑н Ермоленко. — Но раз мы пытаемся строить правовое государство, все запреты должны иметь то или иное правовое обоснование. А в области установки знаков запрета стоянки и остановки в данный момент все отдано на откуп «пролетарскому чутью» муниципальных или городских чиновников, что приводит к волюнтаризму и произволу...
И остается добавить, что, если Верховный суд сочтет иск обоснованным, его рассмотрения можно ожидать в начале лета.
Алексей Батушенко