Наверное, в этом учебном году каждый учитель попробовал что-то сделать по-новому, наверняка освоил какую-то непривычную для себя модель ведения занятия, и бывает, получилось у него настолько хорошо, что хочется поделиться радостью с другими. Когда в редакционной почте появляется рассказ учителя об интересном уроке, мы радуемся вместе с автором. Еще бы! Тут все самое главное в учителе и открывается: живая мысль, горячая забота о детях, а под конец — чувство удовлетворения от непростой, но хорошо сделанной работы...
Когда в основе замысла — интрига
Этот способ организации учебного занятия я подсмотрела в рубрике «ПС» «Режиссура урока» и попробовала реализовать его в одном из классов. Знаю, что им пользовались и другие учителя: план урока несложный, но 40 минут пролетают как одно мгновение. Впрочем, все по порядку.
В 7 классе проходим тему «Формулы сокращенного умножения». Заранее предупреждаю детей, что проверка усвоения материала будет проводиться в форме зачета. Зачет будут сдавать в группах по 5 человек. На зачете нужно показать владение материалом на трех уровнях: I — знание формул, II — умение применять формулы для выполнения действий с многочленами, III — приложить тему к практическим вычислениям. И есть одно «но»: отвечать придется не самим, потребуется подготовить для ответа ученика, далекого от математики.
До последнего дня сохранялась интрига: кто же будут эти ученики, которым нужно объяснять формулы сокращенного умножения? Первоклассники? Двоечники-десятиклассники? Ученики соседней школы? И работа по подготовке кипела, тем более приближался конец четверти. Дети зубрили формулы, на переменах проверяли друг друга (доска была исписана и истерта), заставляли нерадивых учеников писать их снова и снова, не уставали исправлять ошибки друг у друга. Помимо уроков проводились консультации. Чтобы обучение на зачете шло успешно, предложила каждой группе приготовить карточки с заданиями. Первая карточка — для запоминания формул. На ней — задания с пропусками, с вариантами разных букв, с перепутанными частями формул. Вторая карточка — с конкретными примерами на применение формул, которые, естественно, нужно прорешать самому. На третьей карточке — примеры применения формул для арифметических вычислений. Конечно, ответственные и добросовестные ученики выполняли все задания, ходили на все консультации, но тут уже и самый недисциплинированный, ленивый и вспыльчивый ученик не пропускал дополнительных занятий, писал карточки (пусть коряво), решал, на уроках вел себя довольно прилично по сравнению с обычным для него поведением.
«Не ждали!»
И настал тот день. В кабинете заранее расставлены парты, дети сразу садятся на свои места по группам. Коротко обращаюсь к аудитории: «Дорогие дети, приближается конец четверти. Все это время учителя неустанно учили вас. Поэтому хочется уже спросить: не пора ли сменить мизансцену? Сегодня вам предстоит побыть в роли учителей. Представляю ваших учеников: Вера Викторовна (учитель географии), Валентина Павловна (учитель русского языка), Елена Юрьевна (учитель французского языка), Наталья Михайловна (психолог), Виктор Андреевич (учитель истории)».
Урок начался. Первый этап назывался «Запоминаем формулы». Каждая группа должна объяснить своему «ученику», зачем нужны формулы сокращенного умножения, и добиться, чтобы он запомнил их написание и названия. Гул стоял в кабинете, как-будто в пчелином улье, но гул этот не раздражал. Объяснять хотели все, говорили, писали, поправляли друг друга. Ученики-учителя слушали, не понимали, писали, спрашивали. Я наблюдаю.
Валентина Павловна хочет знать, нельзя ли в формуле квадрата суммы сначала написать сумму квадратов, а потом прибавить удвоенное произведение? Делаю шаг в сторону другой группы и слышу робкое предположение: «От перестановки слагаемых сумма не меняется». Облегченно вздыхаю. Психолог Наталья Михайловна требует объяснить, почему в формуле разности квадратов нужно писать первой разность выражений, а потом умножать на их сумму? Будет ли ошибкой, если написать наоборот? Вопрос вызывает недоумение. Но я уверена, в этой группе найдут выход из ситуации.
Виктор Андреевич берет инициативу в свои руки и подгоняет детей: «А разве в сумме кубов знаки во всех скобках одинаковые? А почему квадрат суммы не полный?» Девочка, часто скучающая на уроках, спешит объяснить, говорит быстро, настойчиво. Я ее такой никогда не видела. Невозмутимый, как всегда, ученик А. неторопливо поправляет и спокойно разъясняет, как правильно запомнить знаки в скобках и не запутаться у доски.
Работа кипит за столом Веры Викторовны. Самый скромный мальчик не успевает вставить слово, его перебивают тараторки-девочки. Вера Викторовна приходит на помощь застенчивому «учителю»: «А эту формулу пусть объяснит мне он». Улыбка засияла на лице мальчика.
«Учителя» из группы Елены Юрьевны так хотели поучить своего учителя французского языка, что от волнения и подпрыгивали, и руками дирижировали — сидеть на месте не могли. Вроде все формулы разобрали и объяснили и время осталось. А Елена Юрьевна, бывшая школьная отличница, просит проверить ее еще раз.
Проверка у доски
Доска разбита на пять рабочих мест. На каждом магнитом прикреплены 3 карточки: зеленая, желтая и красная. Прошу отвечающих урок учителей взять зеленую и написать формулы на доске по их названиям. Названия перечислены на карточке. Класс замирает в ожидании. Так хочется подсказать, поправить! Учителя-ученики строчат формулы, пытаются не подвести своих «учителей». Кому-то не хватает места, кто-то ждет подсказки... Стоп. Проверяем. По количеству правильно написанных формул командам начисляются баллы. У кого-то радость, кто-то пытается скрыть огорчение, но впереди второй этап, «Применяем формулы».
Вновь закипела работа. Дети объясняют, как применить формулы для различных многочленов. Возникают новые проблемы у обучаемых, они пытают «учителей»: как возвести в квадрат число? Умножить на два? «Нет! Вы что? Нужно само на себя!» А в куб? А где произведение не нужно удваивать? А знак менять? Может, они не понимают? Может, забыли? А может, специально притворяются? Какая разница, главное, что их вопросы провоцируют активные ответы.
Затем «ученики» выходят к доске, берут желтую карточку и выполняют на доске действия на применение формул сокращенного умножения. На карточке 7 примеров, решить нужно хотя бы 3 из них. Ошибки искать помогают дети. Для удобства проверки задания на всех карточках одинаковые, а также открываются готовые решения на экране. По количеству верных решений каждой группе вновь начисляются баллы.
Третий этап — «Применяем формулы для вычислений». Он проходит аналогично первым двум, на доске осталось по одной красной карточке, на которой два примера с заданием вычислить.
В конце урока подводим итоги в баллах, благодарю всех за работу. Но тут же прорывается обида: «А в той группе подсказывали!» Звенит звонок, и я предлагаю окончательные итоги подвести на следующем уроке. Все равно этот урок не закончился со звонком, эмоции захватывали и учеников, и учителей.
Рефлексия. О чем думала, когда готовилась к уроку, и о чем после
Как разбить класс на группы? Способов знаю много, но рисковать страшно, когда присутствуют коллеги. Хотелось, чтобы слабые ученики не спрятались за спины сильных и в то же время не получилось так, что работа группы будет безрезультатной. Нужно было предупредить возможные конфликты. Группы создала заранее, учитывая симпатии и антипатии, и чтобы в каждой группе был ученик, хорошо владеющий материалом. Списки групп показала детям. Пошла навстречу тем, кто был недоволен, таких оказалось немного. На уроке проблем с пересадками не было.
Лучше, чтобы дети заранее знали, как тренировать обучаемых, а не выдумывали примеры на ходу. Поэтому готовили карточки с примерами заранее.
Трех этапов оказалось много. Лучше было ограничиться двумя. И задания нужно было брать самые простые. Учителям других предметов трудно окунуться в давно забытый материал. Хотя ошибки на доске — это даже хорошо. Они были, дети их находили.
Как расставить парты? Оказалось, не совсем просто. Если ставить по две, то стол получается слишком широкий, если по одной, то тесно. Поставила одну перпендикулярно другой. Дети сидели по внешнему периметру, а учитель внутри, чтобы все имели к нему доступ. Впрочем, усидеть могли не все, и вставали, и приседали, и ложились.
Кроме карточек на доске была приготовлена презентация. Учителя у доски работали по карточкам, а дети могли видеть задания на экране. Там же появлялись верные ответы при проверке.
Самым трудным при подготовке к уроку было найти пять учителей. Кто-то согласился сразу, кому-то не подходило расписание, кто-то просто не хотел. Расписание тоже было трудно предугадать. Уже в последний день хотелось на все плюнуть. Но зачем завела детей? В конце концов все утряслось. Никто из присутствовавших на уроке коллег не был разочарован. Понравилось, что дети говорили (самая главная польза такого урока!), что дети владеют материалом, что никто не остался в стороне. Почти. Если честно, то два ученика были пассивны. Один сидел в группе и не работал. Потом объяснил, что у него болел живот. И одна девочка не может усваивать материал, еще и проболела месяц. Такие дети есть почти во всех классах. Девочка занималась «технической поддержкой»: раздавала листы, мыла доску, собирала использованные карточки, ходила от группы к группе и прислушивалась.
Все учителя признались, что очень волновались. Боялись не запомнить формулы, боялись выходить к доске. В общем, испытали на себе весь ужас и страх, который переживают дети на уроках перед ответом у доски.
Дело в том, что я несколько раз проводила такие уроки, когда в качестве «учеников» приглашала старшеклассников, не владеющих данным материалом. Но сейчас вижу: лучше звать педагогов. Они могут активизировать процесс обучения, заметить каждого в группе, задать неожиданный вопрос, подталкивающий к размышлению. Они и в роли учеников служат профессии.
Про урок рассказала и некоторым учителям, не присутствовавшим на нем. Многие заинтересовались необычной организацией, и был вопрос: «А какая у тебя была цель урока?»
Послесловие. Лирическое
Целей было много. Но я не буду их сейчас формулировать. Учитель французского, обмениваясь впечатлениями, рассказала, что непоседливый и всегда неорганизованный Н. воскликнул, не сдерживая эмоций: «Это был самый лучший урок!» Значит, главная цель достигнута.
Запомнят ли дети формулы сокращенного умножения на всю жизнь, не знаю. Но то, что урок останется у них в памяти, — это точно! Кстати, осенью вела я урок в данном 7 классе 5 октября. Вдруг робкий стук в дверь прервал урок. На пороге класса стоял выпускник позапрошлого года с букетом роз. Когда он ушел, семиклассники стали пытать меня: кто это к вам приходил? Я объяснила, что это мой бывший ученик, который окончил школу два года назад.
Но еще раз к уроку, о котором решила рассказать. Сама я, конечно, не спала ночь ни до, ни после. Не было сил вести следующие два урока. Хотя это, кажется, разговор уже на другую тему.
Светлана Пырьева