Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Утомленные водкой-5

Когда мы говорим об алкоголизме вообще, мы несколько суживаем проблему. Дело в том, что огромная армия пьющих россиян подразделяется, как и положено настоящей армии, на бригады «водочников», дивизии «винопивцев», полки «самогонщиков», батальоны «коньячников» и отдельные штрафные роты «одеколонщиков».

«Призыв» в эту армию ведется ежедневно, двадцать четыре часа в сутки. Возраст и социальный статус при этом значения не имеют. Но есть в «пьяной» армии целый корпус «пивников», самая массовая и самая молодежная дружина, расквартированная от Калининграда до Сахалина, и именно о ней нам стоит сегодня поговорить подробней.

Как известно, в производстве пива используется хмель. Ближайший родственник хмеля в растительном царстве — конопля. Их даже можно скрещивать. Все знают, из конопли делают гашиш и марихуану. Этот наркотик присутствует и в пиве, конечно, в более низкой концентрации. При брожении углеводы перерабатываются пивными дрожжами в этиловый спирт, но помимо этого дрожжи выделяют альдегиды, кетоны и эфиры — все то, что зовется сивушными маслами. Концентрация этих масел в пиве во много раз выше, чем в водке, — для «сорокаградусной» порогом являются 3 мг/л, тогда как в пиве сивушных масел от 50 до 100 мг/л. Только не примите это за призыв переходить на водку: тонуть посреди Тихого океана или Черного моря — какая разница? Я лишь плавно подвожу вас к факту, что пиво опаснее для человеческого организма (а другие организмы и не «употребляют»), чем вся остальная алкогольная продукция. К тому же в наше время пиво приготовляют не старинными дедовскими способами, а быстренько варганят из концентрата. Настоящее пиво должно бродить как минимум месяц, а то, что нам продают сейчас, умудряется стать готовым к употреблению продуктом всего за 5 — 8 дней. Сравните наваристый, пламенный домашний борщ с пакетиком китайского супа и найдите разницу.

Пиво по своей коварности можно сравнить с резидентом иностранной разведки: обаятельным, умным, но хищным типчиком, который влезает вам в душу, ковыряется в вашем мозге и, взяв оттуда все нужное, больше вами не интересуется. Сравнение с вражеским шпионом тем уместнее, что почти все популярные брэнды и заводы, их выпускающие, находятся в руках зарубежных компаний: «Хольстен» — принадлежит Германии, «Миллер» — США, «Хайнекен» — Голландии, «Толстяк», «Сибирская корона» — Бельгии, даже Турция влезла на российский пивной рынок с такими марками, как «Белый медведь», «Сокол», «Старый мельник», а мужественные викинги поят нас «Балтикой» и «Невским». Нетрудно догадаться, что владельцев этих компаний интересует только прибыль, а кто, сколько и как пьет их продукт в России, на это им наплевать.

В чем же заключается коварство пива? Прежде всего в том, что пивной алкоголизм формируется быстрее, нежели иной другой. В самом деле, чем давиться водкой в жаркий летний день, не лучше ли пропустить кружечку-другую холодного пенного напитка? Кто ж спорит, действительно, пиво пьется легко, утоляет жажду и расслабляет после рабочего дня. Мало того, алкоголики «стандартные» из-за своей болезни часто испытывают тревогу, чувство стыда, угрызения совести, собственное ничтожество, особенно по утрам, если накануне... «Пивник» же от своей зависимости получает даже удовольствие; крякая со смаком и вытирая губы, он чувствует себя «не хуже других». А то, что дозы постепенно увеличиваются, что становится все трудней пройти мимо ларька, призывно маячащего разноцветными банками-бутылками, это в расчет не берется.

Возьмем мысленно лорнет и наведем его на «пивомана». Что мы видим? Если это молодой человек, только-только пристрастившийся ко вкусу хмеля, то мы видим юношу, взявшегося за ручку двери с надписью «Добро пожаловать в алкоголизм». От пива до водки и иже с ней один короткий шаг, и юноша его непременно сделает, так как пиво приучает, «тренирует» мозг к состоянию опьянения, и вскоре серое вещество само начнет требовать более сильного допинга. Обратной дороги уже не будет.

Если перед нами зрелый муж с многолетним стажем пития ячменного напитка, то мы без труда заметим большой дряблый живот, раздавшийся вширь таз и непропорционально отросшие грудные железы. Женоподобная фигура — это «подлянка» от пива: в организме регулярно употребляющего мужчины выделяются вещества, подавляющие выработку мужского полового гормона — тестостерона, зато активно начинают выделяться женские половые гормоны (природа ведь пустоты не терпит), и вчерашний Аполлон постепенно превращается в Венеру.

Если перед нами дама, регулярно злоупотребляющая пивом, то мы услышим огрубевший голос, уловим «омужиченные» ухватки в ее поведении, так не свойственные женщинам от природы, и нередко сможем разглядеть «пивные усики» под нередко пористым носом. Это тоже результат действия пива: эстроген — женский половой гормон — у «пивоманки» начинает вырабатываться медленнее, и его заменяет тестостерон.

Проще говоря, пиво и мужчин, и женщин приводит к общему знаменателю, делая из них нечто среднего рода, грубо говоря, «оно», этакий унисекс. Есть еще кое-что, объединяющее всех любителей пива, невзирая на пол: это стремительно развивающийся цирроз печени, пораженная поджелудочная железа, «севшие» почки, не справляющиеся с таким объемом жидкости, различные болезни сердца, нарушение интеллекта. В свое время, лет с десяток назад, знавал я одного парня, к своим 27 годам выпившего, наверно, цистерну пива. Так вот, однажды он мне признался, что в последнее время после пьянки регулярно просыпается в желтой луже. Так испорченные почки сделали из здорового парня младенца.

В Советском Союзе пиво пить было «рентабельно», так как на одну копейку вы могли — в переводе на сорокаградусный раствор спирта — купить

1,2-1,4 г «Чешского» или «Жигулевского», тогда как водки на копейку вам накапали бы только 0,5 г. Заметим попутно, что в те времена пивом спаивали народ не так агрессивно, как сейчас, крепость продукции пивоваренных заводов была в пределах 1,5 — 6,0%, чаще 2,8 — 3,5%. Сейчас некоторые сорта пива догнали вино — 14%.

Коварство заключается еще и в том, что в народном сознании пиво вовсе не является алкоголем. Недаром на ругань жены муж искренне отвечает: «Да не пьяный я! Пивка с мужиками немного попил, и все». Тут не последнее слово за рекламой, которая формирует у людей положительный образ жизни с бутылкой в руке.

Вообще реклама пива — особая тема, на примере которой можно проследить сумбурность многих наших законов и правил, по которым нам, простым людям, предлагается играть. Как продукт социально опасный пиво надлежало бы включить в список товаров, запрещенных для широкого рекламирования. Ни водку, ни сигареты не восхваляют в средствах массовой информации. А вот с пивом ситуация особая: до десяти часов вечера считаем его социально опасным продуктом, после двадцати двух ноль-ноль пиво приравнивается к «Растишке» и подсолнечному маслу, и ролики с призывами пить пиво пенное льются с экрана по всем каналам каждые 15 минут. С семи утра обратная метаморфоза. Но за распитие пива на улице штрафуют почему-то в любое время суток. При этом до недавнего времени по всем городам и весям были расставлены огромные щиты с соблазнительно запотевшими кружками, бутылками, полторашками. Они и сейчас стоят. Заметим, что эти щиты открыты для всеобщего обозрения 24 часа в сутки. Так все-таки, что за продукт это самое пиво? Если он опасен для здоровья общества, то ему не место на улицах и телевидении ни до, ни после десяти вечера. А если это нормальный, легальный продукт питания, то почему за его употребление на улице штрафуют? Нельзя утолять голод и жажду в общественных местах? Но вот идет по тротуару джентльмен и ест беляш, и милиция его не останавливает. У нас всегда так: одна нога шагает на север, другая — на юг. Порванных штанов — эльбрусы можно складывать.

Это точка зрения простого обывателя. А вот мнение пивоваров: они обиженно надувают губки, мол, совсем зажали нас с рекламой в СМИ, а это нарушение прав потребителей. Люди, мол, все равно не бросят пить пиво, но теперь они не знают, какую марку им лучше покупать. Так ведь у нас и наркотики употребляют миллионы людей, что ж теперь, на этом основании будем их рекламировать?! После двадцати двух ноль-ноль? Представляю себе бодрый голос за кадром: «Анаша „Приколись“! Привет из Чуйской долины!», «Кокаин „Золотой тре-угольник“! Космос всегда рядом!».

По моему глубокому убеждению, «раздрай» в российском законодательстве происходит от непонимания, что алкоголь — это наркотическое вещество. Давайте посмотрим, что такое наркотик: это вещество, которое вызывает психическую и физическую зависимость и разрушает человека как личность и как биологическую субстанцию. В чем же тогда разница между героином и водкой, крэком и коньяком, гашишем и пивом? Единственно правильный ответ: разницы нет никакой. Так почему тогда с одними наркотиками борются, за них сажают, а другие нам официально предлагают и нахваливают на каждом углу? В 1998 году, под давлением крупных компаний — производителей пива — в Закон о рекламе была внесена поправка, выводящая пиво из списка алкогольных напитков. Говоря простым языком, отныне пиво стало безвредным. И ведь кто-то подписал эту галиматью! Я человек не кровожадный, но очень бы хотел, чтобы и дети, и внуки, и правнуки этого деятеля каждодневно вынуждены были пить такой безвредный (по разумению их родственника) напиток, как пиво.

Понятно, что совсем пить и курить наш народ не бросит, по крайней мере в обозримом будущем, но ведь есть страны, где эти проблемы решают на самых высоких этажах государственной власти. Там немалые деньги тратят не на запретительные меры, а на формирование нового образа мышления и жизни. О вреде табака и алкоголя люди знают не на уровне «галочки» за прослушанную лекцию, а на достаточно квалифицированном уровне. Этого мало, население убедили, что пить и курить уже просто немодно. И люди тысячами отказываются от вредных привычек. Наши власти, как обычно, отписываются. Порешили, что нельзя по телевизору показывать курящих общественных деятелей. Какое-то время держались, теперь «смолят», как и прежде. А нередко по ТВ можно увидеть, как на банкете какой-нибудь релаксирующий «госбарин» чокается бокалом шампанского с такими же власть имущими. Не здесь ли собака зарыта? Ведь «писатели» наших законов наркоту явно не употребляют, в отличие от спиртного, и, проецируя себя на электорат, они не понимают, как можно обходиться без такой нужной и полезной (в их понимании) традиции, как винопитие. А так как писать законы все же приходится, в том числе и популистские, то путаница в головах неизбежно отражается и на нормативных документах.

Не примите эту статью как призыв запретить продажу алкоголя в один момент. «Хватать и не пущать» уже пробовали. Например, парламентарии на далеком туманном Альбионе посреди девятнадцатого века вдруг спохватились, что английский народ дюже много стал потреблять рому. Решили ромовую пайку народу урезать, а взамен открыть новые пивоварни. Результат шокировал государственных мужей: от пива британцы стали спиваться гораздо быстрее, к тому же в пьянство ударилась молодежь.

Наша страна тоже испытала на себе все «прелести» полусухого закона. В восьмидесятые годы прошлого уже века диссидентствующий народ, давно потерявший уважение к советской власти, воспринял «Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом» как личный вызов и бросился гнать самогон, сочинять свежие анекдоты о пользе пьянства, осваивать стеклоочиститель не по целевому назначению и т.д. В 90-х борьба с алкоголизмом приказала долго жить, и народ воспринял это как свою победу. Маятник, оттянутый в 1985 году, в соответствии с законами физики откачнулся в другую сторону. Отмечаем мы этот «день победы» до сих пор.

Так вот, никто не призывает запретить продажу (а стало быть и выпуск) алкоголя, но каждый человек в нашей стране должен четко отдавать себе отчет в том, какое действие оказывает на него лично и на его ближних пиво и все остальное в этом роде. До сведения каждого должна быть доведена простая истина: пивная субкультура — это первый шаг к культуре наркотизма во всем его широком спектре.

Какие же варианты есть на пути исправления натурально бедственного положения в сфере потребления пива? Для начала давайте посмотрим, что у нас уже есть. Девятого мая, в день окончания школы (выпускной), в день города в Кургане продажа спиртного частично запрещена. Это, конечно, полумера, как обычно, но все же лучше, чем ничего, потому что громадная толпа «в хлам» пьяных горожан представляет серьезную опасность в первую очередь для себя самой. Кто не видел на обочине людского потока на улицах Ленина, Гоголя или в горсаду пьяные драки в праздничный день? Наверняка их было бы больше, если б еще и водкой торговали до позднего вечера. Но тогда логично предположить, что эксцессов было бы меньше (или вообще не было бы), если в такие праздничные дни не продавать алкоголь совсем. В чем же дело? Почему не попробовать? Почему вообще не ввести «день отказа от пива», по аналогии с международным днем отказа от курения? Если в воскресенье не будет ажиотажной торговли тоником и пивом, многие подростки останутся трезвыми. Взрослый — ладно, поматерится и купит водки, но очень мало подростков, решивших во что бы то ни стало напиться и для реализации своего желания готовых пить «беленькую». А если и выпьет, то не отравленный окончательно желудок наверняка отреагирует рвотным рефлексом. Это, кстати, у многих ребят надолго отбивает охоту к крепким спиртным напиткам. Еще можно часто услышать предложение постепенно перенести торговлю пивом в сеть баров, а торговлю в уличных ларьках прикрыть. Ведь как покупает пиво подросток? Подошел к оконцу, которое расположено чуть не на уровне... девушкам по пояс будет, сунул два червонца и, получив банку-бутылку, отошел, довольный. В бар такого юнца просто не пустят, боясь внезапной проверки и немалых штрафов.

В ответ на такие предложения можно услышать возмущенные крики, мол, попробуйте только, Русь за топор возьмется! Не возьмется. Когда запретили продажу водки и вина в ларьках, такие предположения тоже высказывались. Но топоры так и остались валяться в чуланах (их и наточить-то некому, все «в зюзю»). И, само собой, надо запретить рекламировать пиво на телевидении. Вот примерно такие предложения я насобирал в среде простых людей, многие из которых и сами потребляют алкоголь, но понимают, что это не самое лучшее, что они умеют в жизни.

Иногда можно услышать, что у нас в России с потреблением пива дела не так уж плохи. Так, среднестатистический россиянин, по официальным данным, выпивает в год 40 — 50 литров пива, в то время как в Центральной Европе человек пьет 68 л, а в Западной Европе — 75 литров. Дальше всех ушла Германия, там на душу населения потребляется 170 литров пива в год! Недаром сердце, расширенное в результате чрезмерного «пивопития», медики окрестили «баварским». Все это так, но в Европе к пиву не добавляется весь остальной обширный список алкогольных напитков в таких количествах, как у нас. Запивать водку пивом (так называемый «ерш») не принято нигде в мире. А также в Европе никто не станет пить жидкости для разжигания костров и дезинфекции ванн.

Автор: Юрий Спасов

http://www.kik.kgsu.ru

981


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95