Моя жизнь началась заново в 40 лет, когда я поступила на музыкальное отделение Киевского педагогического университета. Невероятное ощущение – уже взрослым человеком сдавать вступительные экзамены! Но при этом всё было очень интересно – и то, что я видела вокруг, и то, что происходило со мной.
Я поступала на заочное отделение, и вместе со мной поступали не только музыканты – кто-то закончил юридический, кто-то получил экономическое образование, кто-то работал в театре… Но все в начале пути – от 20-ти до 25-ти лет.
Хорошо, что я отчасти записывала свои впечатления. Теперь, спустя годы, к ним можно вернуться.
Вступительные экзамены
Девушки-близнецы волнуются
Две девушки-близнецы волнуются перед экзаменом:
– Представляете, мы музыкальную школу закончили девять лет назад! Хотели поступать в музучилище, готовили программу, но родители не разрешили, заставили поступить в техникум. Теперь работаем экономистами. Терпеть свою работу не можем. Взяли день за свой счёт и приехали на экзамен. Самое удивительное, что за месяц до экзамена вспомнили всё, что готовили девять лет назад для поступления в музучилище! Если бы можно было получить «5», то не пришлось бы писать диктант – у нас красные дипломы.
– Неужели вы не напишите диктант?
– Диктант мы напишем, но нужно с работы отпрашиваться!
– А у меня, – говорит одна, – такая начальница, что может и не отпустить!
Девочки понравились комиссии.
«Готовый дуэт», – сказал кто-то, и им поставили «отлично».
А диктант не осилил
Молодой человек, сутулый, в брюках в розовую клетку:
– Я диктант ни за что не напишу! Я уже в прошлом году поступал, специальность сдал, а по диктанту – 2! У меня с украинским языком плохо.
– У меня тоже плохо с украинским, – говорит очень сдержанный парень в очках. Я его совсем не знаю.
– А русский знаешь?
– Знаю.
– Ну вот, а я и русский не знаю.
– Его не надо знать, – вступаю я в разговор. – Просто нужно книжки читать.
– Нет, книжки я не читаю.
– Никакие?
– Никакие!
Специальность он сдал хорошо, а за диктант получил 0 баллов. И опять не прошёл.
Вот это мощь!
Тоненькая девушка на высоких каблуках. Когда сидела в коридоре перед экзаменом по сольфеджио, вдруг стала петь гаммы с закрытым ртом, поднимаясь по полутонам вверх. Получалось красиво, мелодично – я заслушалась.
Когда она сдавала экзамен, то из-за закрытой двери вдруг раздался такой мощный красивый и низкий голос! И где он в ней помещался? Оказалось, её было слышно даже этажом ниже.
Кто-то из абитуриентов рассказал: она пела в хоре им. Веревки.
Позже узнали, что окончила музшколу по классу фортепиано и флейты.
Кажется, ей тоже поставили «отлично».
Первая установочная сессия
Хореографы и музыканты
Да, у нас две группы – хореографы и музыканты.
На общих лекциях легко определить, кто из какой группы: у хореографов другая осанка, сидят, стоят, идут – иначе.
Отличить музыкантов от хореографов можно не только по осанке, но и по рукам: у девушек-хореографов маникюр, а у девушек-музыкантов коротко остриженные ногти – профессиональная необходимость.
«История Украины»
Староста хореографов в перерыве подошла к лектору:
– Вы нам продиктуйте вопросы и ответы на них.
– Всё, что я рассказываю, будет в вопросах. Но нужно ведь запомнить последовательность событий.
– Не нужно. И история нам не нужна. Вы же понимаете, артист балета – это не специальность, а диагноз.
– Понимаю, – вздохнул преподаватель.
После перерыва
– Спать хочется! – сообщил кто-то с последнего стола.
– Что ж, спите, – ответил преподаватель. – А вам – приятного аппетита! – обратился он к жующему студенту.
– Вообще, непосредственность на музпеде меня восхищает – я уже четыре года здесь преподаю и не перестаю удивляться. Но с вами всё равно приятно работать – у вас глаза горят, и настроение приподнятое. А со спортсменами совсем тяжело: они приходят ко мне после кикбоксинга, и в глазах, и голове у них совсем пусто. Смотрят на меня как ангелочки и ничего не понимают, что я от них хочу.
«Возрастная физиология и гигиена»
На этот курс выделено четыре пары – по две пары в день.
Преподавательница начала лекцию с того, что четыре пары – это мало, и как поместить в это время весь курс, не знает! Сетования заняли десять минут. Ещё десять – рассказ о необходимости изучать этот предмет в пединституте – с цифрами заболеваемости и ещё какими-то статистическими данными.
Потом начался рассказ об устройстве нервной системы и системы кровообращения. Довольно понятно. Лекция закончилась через час. Так что вторая пара оказалась свободной.
На следующий день преподавательница принесла стопку экзаменационных билетов.
– Я вам буду диктовать вопросы и немного рассказывать, что отвечать на каждый. А подробно вы в книжке прочитаете.
Занятие получилось замечательным. Многое сразу запомнилось. Так и хотелось сразу после него сдать зачёт, чтобы спокойно забыть услышанное.
Но зачёты и экзамены были впереди, на зимней сессии.
Алла Азарх