– Поздравляю с поступлением! – сказала мне при встрече знакомая.
– Кого? – поинтересовалась я.
– Как кого? – удивилась знакомая. – У тебя же сын поступил!
– Можешь и меня поздравить, я тоже поступила.
– Куда?
– В пединститут.
– С ума сошла! Ты бы лучше ещё одного родила!
– Знаешь, поздняя учёба, как и поздние роды, омолаживает организм!
В 40 лет я поступила на музыкальное отделение Киевского педагогического университета. О том, как сдавала вступительные экзамены и чему свидетелем стала, написала здесь. Продолжаю делиться воспоминаниями.
В первый день сессии я пришла к деканату, чтобы узнать расписание. Возле него толпились заочники.
Потом первокурсники отделились и стали знакомиться.
– Как тебя зовут? – спросила меня девушка чуть старше моего сына.
– Алла, – во мне всё удивилось. Я подумала, что меня просто не разглядели в толпе.
Лекции, суета, поиски нужной аудитории, знакомство с преподавателями.
– Ты идёшь на метро? – спросили меня, когда я собиралась после занятий домой.
– Нет, – ответила я, уже не удивляясь обращению на «ты». За несколько часов я почти привыкла к роли студентки.
На следующий день я уже не помнила, сколько мне лет, я чувствовала себя обычной первокурсницей, которой всё в новинку.
На последней паре мы долго ждали преподавателя.
От скуки стали выяснять, кто когда родился.
– Сбегаю в деканат, может быть, там знают, будет лекция или нет, – сказала я ребятам. Мне совсем не хотелось говорить, сколько мне лет.
Так прошла неделя.
Я уже привыкла к удивительному ощущению: в институте я была студенткой, писала конспекты, искала преподавателей, записывала домашние задания, дома – мамой студентов, и уже дети рассказывали мне о своих лекциях и оценках.
Потом я поняла, что произошло.
Что такое возраст? Это знания, опыт, ответственность, статус.
В институте у меня всего этого не было.
Я начала с нуля, мои прежние знания и опыт тут были не нужны. Я не несла никакой ответственности. А статус был один у нас у всех – первокурсники.
Видимо, это внутреннее ощущение изменяло мой взгляд, выражение лица, и разница в возрасте между мной и однокурсниками не казалась такой большой.
Но если бы вдруг в институте рядом со мной оказались сыновья, я бы тут же стала другой, много старше. И тогда могла бы произойти забавная сценка, как в фильме «Рецепт её молодости»: когда заканчивалось действие средства Макропулоса, лицо героини на мгновенье старело, и ей говорили «Что с вашим лицом?» А потом, в следующее мгновенье, когда лицо становилось прежним – «нет, ничего, показалось».
В последний день сессии нам раздали анкеты с традиционными вопросами – дата рождения, образование, место работы и т.д.
Я вспомнила забавный случай.
Когда-то на курсах мы познакомились с одной девушкой.
Мне был 21 год. Ей, я думала, лет 25 – она казалась мне чуть старше.
На занятиях нужно было заполнить анкету. Вписывая дату своего рождения, моя знакомая сказала несколько смущённо: «Но чувствую себя гораздо лучше!»
Я посмотрела на цифры – ей было уже 36, и в моём тогдашнем ощущении это был почти пенсионный возраст!
Сегодня мне 40.
Я заполняла анкету и понимала:
игра в студентку закончилась.
После занятий ко мне подошла староста:
– Ничего, что я Вам «ты» говорю?
Алла Азарх