Требования к учителю и условиям обучения повысились многократно. И поскольку ресурсов школе добавить забыли, педагогам приходится изыскивать самим способы, чтобы вывести мотивацию детей на новый уровень, интегрировать учебные предметы вокруг интересной для детей деятельности. Хорошо, если поблизости оказывается заповедник, метеостанция, археологическая экспедиция. Или обсерватория – как у коллег из Краснодара.
Мы столкнулись с необходимостью соответствовать новым требованиям, будучи обыкновенной городской средней школой, расположенной в рабочем районе, без отобранных учеников и богатых родителей, без спецдоплат и ставок. Одним из путей решения проблемы оказались школьные летние научные экспедиции как часть работы школьного научного общества.
В течение года два часа в неделю ребята занимаются астрофизикой. Естественно, после уроков, естественно, по желанию и бесплатно. Основной принцип занятий – все через практику, через собственный опыт. Здесь нет готовых ответов, до всего надо дойти самому. Каждое занятие состоит из трех блоков: астрономия, физика, математика. Конечно же самое главное – найти учителя для таких занятий, чтобы он воспринимал их не как дополнительную нагрузку, а как возможность заниматься любимым делом. И такие учителя есть в каждой школе. У нас ведет астрофизику Владимир Алексеевич Малахов, учитель-ученый, учитель-философ.
При подобном взаимодействии очень важна манера общения: увлеченный взрослый вовлекает ребят в интересное дело. И результаты проявляются не только в растущей успеваемости. Другие предметники, например, отмечают, что подростки из научного общества начинают читать научную и художественную литературу – «Владимир Алексеевич посоветовал!», – вести самостоятельные наблюдения и «гулять» по довольно серьезным научным сайтам. В конце года – «экзамен», своеобразные испытания, и те, кто их прошел, приглашаются в летнюю научную экспедицию.
Карачаево-Черкесия, поселок Бурово (Нижний Архыз), САО РАН (Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук) – вот адрес нашей экспедиции. Мы заранее списываемся, договариваемся, определяемся с руководителем и программой экспедиции. И всегда встречают нас очень хорошо. Для ребят это просто бесценный опыт. Состав экспедиции – 15 учеников и 3 руководителя. Увидеть, как построены наши дни и как проходят занятия, вы можете в интернете: www.youtube.com/user/school47krd., это наши отчетные фильмы, которые сняты и смонтированы сразу во время экспедиции самими ребятами. 14 дней экспедиции вмещают многое: лекции и практические занятия, которые проводят ученые; ночные и утренние наблюдения за Солнцем, изучение созвездий; работа в библиотеке; экскурсии на РАТАН (радиотелескоп), БТА (Большой телескоп азимутальный), которые проводят ученые, читавшие ребятам лекции.
В экспедиции каждый ученик выбирает тему для своей небольшой научной работы, набирает практический материал, работает индивидуально по этой теме (библиотека, консультации с учеными). Собранный материал ложится в основу работ, с которыми ребята выступают сначала на школьном научном обществе, а потом и на конференциях городского, краевого и федерального уровней, становятся лауреатами. Но главное, мы считаем, не в дипломах. Цель работы – увлечь ребят, раскрыть их способности и возможности.