Анатолий Дмитриевич Папанов — советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр.
Родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии.
Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.
Весьма примечательно, что первыми учителями будущего легендарного актера стали работники Театра им. Вахтангова и лично Заслуженный артист СССР Василий Куза. Возможно, именно их вклад и повлиял на течение жизни актера.
В пятнадцать лет Анатолий Папанов сыграл свою первую роль в кино (пока что эпизодическую). Дебютной картиной актера стала легендарная коммунистическая лента «Ленин в Октябре». Подобный маленький успех мог бы совсем скоро превратиться во что-то большее. Однако на пути актерской карьеры встала Вторая Мировая война.
В 1943 году вернулся в Москву и, несмотря на травму, поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа, пообещав исправить хромоту. Обучался в мастерской под руководством артистов МХАТа Василия и Марии Орловых. Его однокурсницей была Надежда Каратаева, также участница войны; они расписались в 1945 году, на десятый день победы советских войск[12].
11 ноября 1946 года успешно сыграл дипломные спектакли: роль молодого Константина «Детях Ванюшина» по пьесе Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны». По окончании ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но, не желая расставаться с женой, со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.
В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.
После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.
У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ - контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке». Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.
Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».
Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации. После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.
Скончался 5 августа 1987 года в Москве на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.