Театр-салон-модерн "Сузирья" (в переводе - созвездие).
Ярославов Вал, 16. Раньше - 14б.
Идем по Ярославому Валу. Польское посольство. Потом 14б - здание на ремонте. Следущий дом, указатель во двор.
Во дворе над входом в подвал вывеска театра. Железная лестница вниз. Одна створка двери закрыта. На ней лист, на котором напечатано крупным шрифтом "Торговым агентам вход строго воспрещен".
Вторая дверь открыта. У входа молодой человек здоровается с нами и приглашает войти. Узенький коридорчик. Через несколько шагов нас встречает нарядно одетая дама, приветствует на украинском и подводит к комнатке, часть которой закрыта занавесками (там, видимо, какой-то гидротехнический узел), а в свободной части стоят 2 вешалки, на которых уже висят чьи-то пальто, у стены умывальник, рядом - туалетная кабинка.
- Вы здесь давно? - спрашиваю я.
- Второй сезон, - отвечает мне дама. - Там идет ремонт, должны через полгода закончить, тогда вернемся.
Мы несколько лет не были в этом театре.
Я не помню, когда они открылись, может быть 10, 15 лет назад. Тогда это было удивительное событие - в бывшем доходном доме, принадлежавшем Родзянко, появился театр. Необычный, камерный, скорее, театральная гостинная с теплой дружественной обстановкой старинного дома, с непривычной роскошью общения. У входа нас встречали и приглашали в небольшую комнатку - гардероб. Обходительный мужчина в парадном костюме с бабочкой помогал дамам снять пальто. Это было так неожиданно, что, помню, почувствала себя неловко, и от того умудрилась запутаться в собственном пальто.
Потом мы поднимались по роскошной лестнице куда-то вверх. Там были комнаты, обшитые деревом и сохранившие дух прошлого века. Вдоль стен стояли мягкие стулья, кресла. Люди располагались, разговаривали. Играла музыка. Потом в комнату заходил ... ведущий? - нет, не подходит, а как назвать обаятельного человека во фраке, совершенно естественно выглядевшего в этих стенах, - не знаю. Он рассказывал историю дома. Потом маленькая экскурсия - это дамская гостинная, а здесь собирались мужчины. Потом - о театре, планах. В одной из комнат стоял рояль. И однажды перед спектаклем был маленький концерт.
Потом всех приглашали в зал, где, кажется, помещалось не больше 100 человек.
Мы смотрели несколько спектаклей. Разные темы, разные актеры - именитые и совсем молодые. Но всегда - на одном дыхании, на вдохновении.
И вот, мы снова пришли в "Сузирья". Только теперь - в маленький подвальчик соседнего дома.
- Где будет спектакль? - спрашиваю я даму.
- Здесь, - показывает она на дверь в конце коридорчика. - Но вам сейчас сюда, - и жестом приглашает войти.
Мы заходим. Небольшая комната. Сидит несколько человек в старых мягких креслах, а может быть, старинных. В центре стол. И тот же ... ведущий? Нет, пожалуй, хозяин дома.
- Что будете пить - шампанское, вино? - спрашивает он нас.
Мы пьем шампанское маленькими глотками и слушаем рассказ о театре.
- Вы помните, у нас в том здании были стены обшиты деревом? Сейчас дерево сняли, и чтобы вы думали обнаружили - старые театральные афиши 1906 года. Ими оклеены все стены - как обоями. Я рассказывал об этом однажды. И вдруг один из гостей мне сказал - знаете, у меня есть театральные билеты 1906 года...
Приходит еще 2 человека. Их угощают, разговор продолжается.
- У нас самый маленький театр в Европе. (Потом я посмотрела на афиши - там написано "Микротеатр"). Раньше самый маленький театр был в Финляндии. У них сцена такая же, как и у нас. Но у них подвал глубже - получается балкончик и зрителей помещается больше. Правда, одни мой коллега говорит - подумаешь, я открою театр на 20 мест. (Когда мы зашли в зал, то оказалась, что мест там - 25.)
Реплика:
- Я понял, чем отличается ваш театр от театра Франка (ведущий украинский театр) - у вас шампанское наливают в бокалы, а у них - в пластмассовые стаканчики.
- Раньше говорили "театр начинается с вешалки", а теперь, оказывается, - с буфета.
Проходит еще несколько минут и нас приглашают в зал.
Начинается главное - спектакль.
Франсуаза Саган "Заноза".
С первых мгновений действие завораживает. И весь спектакль на одном дыхании.
Конечно, пересказывать сюжет - бессмысленно, передать эмоции - невозможно.
И все-таки попробую.
Актриса, живущая в дешёвом пансионе, и коридорный, мечтающий о театре. Выдуманная жизнь, в которой роскошь, успех, амбиции.
Реальная жизнь, в которой нет надежды.
И обыкновенный человек, который не может жить в мире грез и иллюзий.
Но почему-то он, обыкновенный, кажется неправ в чем-то главном.
А в придуманном мире есть что-то жизнеутверждающее.
Мы благодарно аплодировали артистам.
И мне было жаль, что я пришла без цветов.
Мы шли по вечернему городу и на душе было хорошо.
Мы ехали в метро и молчали.
- Думаешь о спектакле? - спросил меня муж.
- Как ты догадался? - удивилась я.
- У тебя такой вид...