Мы прилагаем немало усилий к созданию гардероба «для работы» и готовы к значительным тратам, подыскивая себе наряд «на выход». Почему же мы не выбираем столь же тщательно и одежду, в которой ходим дома?
Даже одежде для спорта, которую мы используем от силы пару раз в неделю, мы уделяем большое внимание — она должна и хорошо выглядеть, и хорошо сидеть… А вот домашняя одежда остается практически без внимания — как модной индустрии, так и самих ее владельцев. Почему?
Гештальт-терапевт Мария Андреева объясняет это в первую очередь тем, что мы привыкли одеваться исключительно «для других». «При помощи одежды мы общаемся с окружающими: стремимся привлекать, располагать к себе или, наоборот, держать дистанцию, — объясняет она. — И мало кто задумывается о том, что ровно такой же эффект наш костюм производит и в отношении того, кто его носит. Причем влияет он на нас непосредственно — через ощущения тела».
Одежда — одно из самых первых изобретений человечества. За века человек почти до неузнаваемости изменил свое окружение, создав начиненные электроникой мегаполисы. Одежда же по сравнению с этими глобальными переменами изменилась удивительно мало.
«В том числе и поэтому наше восприятие одежды связано с очень древними, архаичными слоями психики, — продолжает Мария Андреева. — Мы можем оценивать уместность, дороговизну, оригинальность костюма в первые минуты, когда его видим. Проделав эту оценку, разум просто перестает обращать внимание на одежду. Но ее влияние на окружающих и самого носителя разворачивается дальше — через эмоции, интуицию, минуя логический контроль».
Самая первая, главная функция костюма — защита. И мы используем ее достаточно искусно, создавая себе своего рода «доспехи» для социума, для выхода в окружающий мир. Что же нам остается «для себя»?
Старые вещи
Всем знакома такая привычка: некоторые старые, разношенные вещи настолько любимы, что мы готовы носить их до полной ветхости — хотя бы дома, раз никуда больше их надеть нельзя.
«Это можно назвать «удачной встречей»: они нравятся нам, мы нравимся себе в них, — объясняет Мария Андреева. — Мы настолько хорошо себя в них чувствуем, что не в состоянии с ними расстаться. Однако такая привязанность к старым вещам — мощный психологический «якорь». Надевая их, мы словно погружаемся в тот период жизни, когда вещь была еще «в работе». Кроме потребности в стабильности за этим может скрываться и страх, неприятие перемен. Приходя домой и надевая старую одежду, человек словно бы делает шаг назад, застревает в этом моменте, в пассивности».
Установки из прошлого
Но у привычки донашивать то, что «в люди надеть стыдно, а выбросить жалко», есть не только психологические, но и культурные корни. Как известно, в социалистическую эпоху основная ценность человека заключалась в его социальной функции. За человеком как индивидом, вне коллектива, особой ценности не предполагалось.
«И многим постсоветским женщинам и мужчинам до сих пор свойственно относиться к себе по «остаточному принципу», — констатирует Мария Андреева. — В рамках советской идеологии заботиться о себе считалось каким-то неприличным эгоизмом. А покупать вещи для дома — это к тому же эгоизм бессмысленный и расточительный: «ведь никто не видит». А если никто не увидит, то зачем?
Такая оборотная сторона демонстративности — проживать жизнь только на людях — часто свойственна женщинам. Как у Моэма в пьесе «Театр»: «Когда я одна в комнате — меня нет». Именно это женское свойство — смотреть на себя глазами другого — иногда порождает и другую крайность: когда домашний гардероб составляют исключительно легкомысленные шелковые халатики, прозрачные пеньюары и пикантные пижамы.
Расслабление и возбуждение
Казалось бы, чем может быть плох такой эротизированный домашний гардероб?
«Здесь проявляется столкновение потребностей: «для себя» нам необходима возможность расслабиться, полный комфорт, а «для партнера» нам важно привлекать, возбуждать, поддерживать интерес, — объясняет Мария Андреева. — В первом случае это одежда, которая способствует снятию напряжения, в другом — наоборот, будоражит чувства. Некоторые женщины попадают в эту ловушку: домашняя одежда опять становится «одеждой для другого», а не для себя».
Такое противоречие совершенно не свойственно мужчине — вряд ли ему придет в голову обзаводиться какой-нибудь сексапильной одеждой, чтобы носить ее дома.
Для него и для нее
Это факт: представители разных полов воспринимают одежду совершенно по-разному. «Для женщины одежда — предмет специального интереса, она волнует женщину в любом возрасте, — продолжает Мария Андреева. — Ее психоэмоциональная связь с одеждой — как с составляющей своего образа, частью себя — абсолютно органична. Мужчине же одежда нужна не сама по себе, но для чего-то: для защиты, удобства, статуса, преимущества в конкурентной борьбе».
Поэтому он может быть очень притязателен в отношении одежды для бизнеса, а дома — полностью к этому предмету равнодушен. Он не наделяет одежду эротическим смыслом. Дома для него важнее всего «снять доспехи», расслабиться.
«Бессознательное ощущение дома — покой, убежище, место, где мы можем почувствовать себя в безопасности, «снять маски», которыми неизбежно наделяет нас социум», — объясняет Мария Андреева. Поэтому одежда для дома должна ощущаться как «максимально своя». Значение имеет все: цвет, фактура, силуэт, пластичность ткани, ее способность скользить или обволакивать тело.
«Подбирая домашний гардероб для семейной пары, стоит иметь в виду, что одежда может стать дополнительным звеном, скрепляющим связь двоих, — добавляет стилист-имиджмейкер Анна Шилова. — Хорошо сочетающиеся оттенки, силуэты, фактуры создают ощущение гармонии между внешним обликом двух людей — и это тоже влияет на их восприятие себя как пары».
Там, где мы живем
Среди доминирующих ценностей современного человека давно числятся работа, профессиональный успех, социальный статус. В больших городах становится все больше одиночек, которые стремятся убедить себя в том, что семья и дом — ценности вторичные. В России сказалось влияние и прежней, социалистической идеологии: само слово «быт» имеет в нашем лексиконе скорее негативный (в лучшем случае снисходительный) оттенок.
«Можно говорить о том, что такие ценности, как семья, дом, в нашем восприятии пострадали, — констатирует Мария Андреева. — Между тем дом — это место, где мы проводим важнейшую часть жизни. Не только отдыхаем, восстанавливаем силы между двумя этапами работы — это место, где мы живем. И то, как мы выглядим, отражает степень уважения и к нашим близким, и к самим себе. Любовь и уважение к дому как месту жизни, к семье — как способу жизни, — это то, во что стоит инвестировать и средства, и усилия, и творчество».
Три критерия выбора удачного комплекта
Профессионалы советуют приобрести три-четыре комплекта легко комбинирующихся между собой вещей, подобранных в зависимости от функций, например: чтобы заниматься домашними делами, возиться с детьми, принимать гостей.
«Для создания домашнего гардероба существует три основных критерия, — рассказывает Анна Шилова. — Во-первых, удобство: фасон одежды должен быть таков, чтобы в ней легко можно было поднять руки, наклониться или присесть к ребенку. Одежда должна хорошо сидеть на теле — в этом смысле запахивающуюся одежду (все разновидности халатов) сложно назвать действительно удобной. Гораздо удобнее платья-сарафаны, туники или платья-свитера.
Во-вторых, костюм должен быть практичным — здесь самым важным становится материал, лучше всего трикотаж из натуральных волокон. Важна и цветовая гамма — слишком светлая одежда непрактична, а яркие цвета и геометрические принты не располагают к отдыху, расслаблению. Оптимальный выбор — достаточно насыщенные натуральные оттенки: бордо, шоколад, горчичный, оливковый, синий.
Третий критерий — эстетичность: вещи для дома должны хорошо выглядеть и помогать человеку ощущать себя не только раскованным, но и привлекательным, несмотря на то что они абсолютно отличны от «городской» одежды».
Халатные отношения
«Собственно домашняя одежда — от мужского халата до женского пеньюара — возникла в европейском аристократическом гардеробе примерно в XVII веке», — рассказывает историк моды Людмила Алябьева.
«Попав в Европу, скорее всего, из Турции, халат стал атрибутом показной праздности, вестиментарной — посредством костюма — декларацией того, что его носителю не нужно работать. Мы по-прежнему говорим о «халатном отношении», если чей-то подход к работе кажется легкомысленным или безответственным.
Позднее этот предмет одежды вкупе с ночным колпаком облюбовали философы — как символ свободы и непринужденности. Обломову халат представлялся средоточием «тьмы неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела».
Снимая доспехи после очередного рабочего дня, складывая их в гардеробе до утра, мы наконец-то можем расслабиться
Одна из разновидностей этой сибаритской одежды — с шалевым воротником и обшлагами из атласа — получила название smoking, то есть халат для курения. Он надевался на время посещения курительной комнаты прямо поверх одежды, защищая ее от въедливого дыма, а пепел от сигар, падавший на шелковые лацканы, не оставлял следов. Позднее смокинг стал короче и из курительного «неглиже» превратился в мужскую одежду для великосветских раутов.
В советскую эпоху халат, утратив все свои поэтические ассоциации, превратился в своеобразную униформу для дома — в дуэте с ночной рубашкой в женском варианте. В мужском же роль домашней одежды заняли легендарные треники или попросту семейные трусы. Эта домашняя экипировка помогала, с одной стороны, уберечь дефицитную выходную одежду от занашивания, с другой — так проявлялась устойчивая привычка советских людей надевать все самое лучшее «в люди».
У наших современников с домашней одеждой отношения более сложные: для кого-то оппозиции одежды «для дома» и «на выход» просто не существует. У тех, кто работает дома (их становится все больше), вопрос о «рабочей» одежде и вовсе не стоит. И все-таки для многих само пересечение границы между домом и большим миром по-прежнему отмечено актом переодевания в домашнее. Снимая доспехи после очередного рабочего дня, складывая их в гардеробе до утра, мы наконец-то можем расслабиться. И, соприкасаясь с домашней одеждой каждым сантиметром своего тела, ощутить себя в безопасности. По-настоящему — дома».
Мария Ласточкина