Как помочь маленькому человеку найти призвание, определиться, кем он хочет стать в жизни? Об этом - сегодня на нашем сайте. Читайте и комментируйте!
Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".
Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем – это стало его любимой профессией!
А как быть, если дети к возрасту старшего школьника так и не смогли определиться с тем, каким бы делом они хотели заниматься в жизни?
Соответственно, назревает проблема в выборе высшего учебного заведения и специальности.
- Почему важна профориентация для детей?
- В каком возрасте начать затрагивать эту тему?
- Всегда ли генетические способности заявляют о себе?
- Какие составляющие нужны для того, чтобы хобби стало профессией?
- Полушария головного мозга и их роль в развитии.
- Какие методы донесения информации до детей работают?
- Как быть, если упущено время и нужно определяться?
- Давать ли ребенку свободу выбора?
Это основные вопросы, которые будут разобраны в статье.
У каждого человека есть своя история и свои предпосылки, посредством которых он пришел к выбору профессии. Проанализировав десятки тысяч жизненных ситуаций (в ходе профессиональной практики психолога) и проведя более тысячи собеседований с соискателями (в период работы в отделе развития персонала в крупной компании), я пришла к выводу, что к выбору профессии далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.
Обобщив данные, получилась следующая статистика:
- 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали, исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми;
- 50% людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них - у половины выбор был обусловлен решением родителей (не все испытывают по этому поводу благодарность). Многие из них не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор ВУЗа и факультета был обусловлен подходящим набором баллов для гранта.
- 20% - это те люди, которые, к сожалению, не сформировали понимание своего предназначения. В период детства и взросления информация проходила мимо них. (Это может быть обусловлено обстоятельствами, связанными с неверной позицией родителей и отсутствием у них понимания в вопросе: «Кто, если не они, будет проводником для их детей в жизни?»).
Чтобы эта статистическая «двадцатка» не расширялась, а сокращалась – цель данного материала.
Веренмся к вопросу «В каком возрасте заниматься темой профориентации?» - бытует мнение, что это должно быть на этапе старших классов. Есть уточнение – это уже период определения и нахождения предполагаемых вариантов.
В психологии есть два метода: наблюдение и эксперимент.
В жизни - эти два процесса постоянно сопровождают нас. Но не всеми и не всегда им придается ценность.
Пример ситуации с женщиной 30 лет, родители которой игнорировали ее способности к рисованию и настояли, чтобы она поступила на факультет «Бухгалтерский учет и аудит».
Девочка рисовала с раннего возраста. Ей хватало простого карандаша и листка бумаги для того, чтобы творить. Ее картины не были удостоены чести быть замеченными родителями. Более того, за некоторые свои работы она была награждена немалой критикой. Когда она им заявила о том, что намерена поступить на «Художественно-графический» факультет, ее обсмеяли и сказали, что художники все бедные, и у этой профессии нет будущего.
Девушка с муками закончила навязанный ей ВУЗ и получила специальность бухгалтера. Но, проработав менее года, она, не ощущая на тот момент препятствий, пошла на курсы (одни, другие), занималась самообразованием и заочно поступила в желаемый ВУЗ.
В настоящее время она – один из лучших дизайнеров интерьера в своем городе. К своим успешным дизайнерским решениям она добавляет в интерьер авторские картины. У нее все получилось!
К сожалению, не все смогли исправить ошибки родителей и прийти к желаемой профессии, несмотря ни на что. И как важно нам, взрослым людям, наблюдать за тем, к какой деятельности у ребенка проявляются способности, что он выполняет с желанием.
Большая часть родителей могут признать, что хобби далеко не всегда определяют дети. Типичная ситуация.
У знакомых (друзей, родственников) ребенок занимается гимнастикой (к примеру). Родителям тоже захотелось свою дочь, которой четыре года, отдать заниматься этим видом спорта. Она ничего о ней не знает и ей по началу может понравиться идея одеть гимнастический купальник и балетки. Родители счастливы и уже готовы через год видеть ее участницей соревнований.
Но один нюанс: они не учли, что нужно понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в этом виде спорта. И в случае, если ему не нравится (трудно дается, не проявились способности или нет желания), то стоит этот опыт расценить как эксперимент и не искать виновных (потому что виновной будет именно девочка).
Воспользуйтесь советом: присмотритесь к ребенку.
Занимаясь с ним различными видами деятельности, обратите внимание на то, какую работу он делает с удовольствием, и в чем проявляется его талант. Вот и появится повод попробовать какое-то новое занятие.
Есть задатки и способности, которые обусловлены генетически, как мы знаем. Это касается и абсолютного музыкального слуха, и таланта художника, и спортивных наклонностей. Но абсолютный слух не проявит себя, если с ребенком не петь. Более того, родители (если они не музыканты) его и не обнаружат. Но это может проверить специалист. То же самое касается и других задатков…
В связи с этим родители, наблюдая за детьми, имеют право на то, чтобы в порядке эксперимента дать возможность проявить ребенку свои способности.
Чтобы хобби стало профессией необходимы три составляющие:
- способности, данные от природы;
- возможности для их реализации;
- желание ребенка.
Очень важно, чтобы оба полушария головного мозга развивались гармонично в дошкольный период.
- Если дети будут:
- тренировать память, запоминая стихи и пересказывая рассказы и сказки;
- решать логические задачки, соответствующие возрасту, считать и складывать цифры, хотя бы на палочках;
- параллельно осваивать еще один язык,
то левое полушарие мозга наберет те обороты, которые необходимы для успешной учебы в школе. - Развитию правого полушария способствуют все виды творчества и не только по заданной родителями (или учителями) теме, но и на собственную фантазию.
В дошкольный период жизни и в начальной школе ненавязчиво нужно рассказывать детям о том, что из себя представляет та или иная профессия.
Постепенно задача расширяется. В средней школе появляется целый ряд сложных предметов (физика, химия, биология), которые некоторым детям сложно даются и не вызывают интерес. Задача родителей не пугать плохими оценками и наказаниями, а объяснить значимость предметов для получения профессии.
Будущему финансисту (банкиру, экономисту) очень важно еще в школе уделить особое внимание математике. Дипломату, как минимум, важно знать иностранный язык, всемирную историю, географию, основы права.
На практике неоднократно сталкивалась с тем, что выпускник школы выбрал для себя специальность, но мало что о ней знает.
Вот пример крика души молодого человека, который поздно понял, что для получения медицинского образования он ничего не сделал, когда учился в школе. У парня был опыт трех попыток неудачного поступления в медицинскую академию. Они привели его к большой травме и пониманию того, что мечту придется оставить.
«Если бы я знал, что мне так будут нужны знания по химии и биологии!!!» - это те слова сожаления, которые были сказаны им спустя три года после окончания школы. В дальнейшем он выбрал техническую специальность. У него получилось, но тоска долгое время не покидала его…
В подростковом возрасте дети готовы к пониманию серьезных тем. Если в привычке у родителей есть совместное обсуждение с ребенком событий, происходящих не только в семье, но и в мире, просмотр передач, фильмов, то будет масса способов для того, чтобы расширять его знания в том, какая профессия что из себя представляет.
Например, идет ток-шоу, выступают юристы, политики, эксперты различных областей, - объясняйте детям, чем занимаются эти специалисты. Художественные фильмы – прекрасный «тренажер» не только для расширения знаний, связанных с профессиями, но и других важных жизненных составляющих.
Общаясь с родителями, которые упустили поэтапное развитие детей в направлении профориентации, рекомендую искать пути для восстановления этого пробела, как посредством всего того, что приведено выше (но в более динамичном ритме), так и с привлечением специалистов. Одно условие – это система, которую не сформируешь одним днем (месяцем). Терпение и внимательное отношение к детям – главные составляющие успеха.
Если у ребенка и родителей за процессом обсуждения выбора профессии стоит продолжительная совместная работа, то и решение в большинстве случаев совпадает. При возникновении противоречий важно учитывать, что авторитарно навязанная специальность может сделать ребенка несчастливым в его взрослой жизни.
Помогая детям созревать, родители формируют прекрасную основу для того, чтобы доверять их решениям.
Инна Снегирева, психолог