Вы хорошо знаете своего ребёнка,
Я его не знаю совсем.Бенджамин Спок
Стала замечать, что Петя не переносит проигрыша. Эта его особенность довольно своеобразно проявляется. Он не плачет и не устраивает сцен. Но, когда играет, старается любыми способами победить. Я решила взять ситуацию в свои руки и через игру помочь сыночку решить назревающую психологическую задачу.
Сейчас любимая настольная игра у четырёхлетнего сынишки - «ходилка». Это обычная игра, в которой нужно пройти от старта до финиша по некоторому пути, бросая кубик с очками от 1 до 6 и шагая своей «фишкой» на выпавшее число шагов. В зависимости от условий можно либо двигаться по пути равномерно, либо «прыгать» на несколько шагов вперед или назад. Игра полезная и интересная. В ней осваивается порядковый счет и количества: что такое два, три шага и даже шесть.
Перед каждым новым стартом сын в присутствии кота торжественно обещает:
Мам, я теперь по-честному играю!
Не знаю, как Нео, а я уже разуверилась в этих словах, потому что игра по правилам продолжается ровно до того момента, пока не появляется возможность приблизиться к финишу быстрее соперника. И тут, как по волшебству, включается невероятная Петина изобретательность по части нечестных ходов.
Иногда хитроумная комбинация происходит прямо на моих глазах. Петя в зависимости от того, где он желает оказаться, начинает считать ходы только ему одному понятными способами. Может начать считать со следующей клеточки, может - с той, на которой стоит фишка, а может - и через одну клеточку, когда увидит, что впереди маячит пропуск хода или другая невыгодная позиция. Иногда сын специально выжидает, когда я отвлекусь, и тогда возможно всё - на что хватает смелости маленькому хитрецу, например, незаметно оказаться на клеточке со стрелочкой, перемещающей игрока далеко вперёд.
Но я держу ухо востро, и если замечаю «мухлёж», то всегда его разоблачаю. Считаю, что нельзя идти на поводу у ребёнка и нарочно проигрывать. Веди игра – это прообраз жизненных ситуаций, где будут и соревнования, и соперничества, и, конечно, возможны проигрыши.
Ребенку важно усвоить, что для успеха надо думать, много знать и стараться, а не мухлевать.
Другое дело, что далеко не всегда у меня получается разоблачение. Однажды ради того, чтобы быстрее пересечь заветную финишную черту, Петя неожиданно (практически в конце игры) предложил взять ещё один кубик. Помня, что необычайно важно всё, до чего ребёнок додумывается сам, я спросила: «А для чего?» Петя ответил:
Чтобы делать большие ходы!
Тогда я согласилась играть с двумя кубиками.
Наши фишки находились на финишной прямой примерно в одинаковом положении. Он бросил кубики первым и, что вы думаете - выпало максимальное число ходов. Только потом сообразила, что Петя сделал расчет на свою очередность. Риск оправдался – и он победил.
Надо отметить, что игра с двумя кубиками замечательно тренирует способность решать простые примеры на сложение. «До какого числа кубиков сыночек додумается в следующий раз?» - подумалось мне.
Но я не угадала. В следующий раз Петя предложил придумать и сделать собственную «ходилку». Чем мы и занялись. Мой маленький выдумщик определял стратегию игры, под его контролем я рисовала кружочки, а Катя и Варя раскрашивали их фломастерами в разные цвета.
Играть в настольную игру, сделанную своими руками – это особого рода удовольствие. Перед началом игры объяснила деткам (к нам присоединились Катя с Варей, они пока играют с моей помощью), что каждый из нас будет периодически проигрывать, и тогда каждый может поделиться своим огорчением, а другой может ему посочувствовать. А тот, кто выиграет, постарается удержаться от чрезмерного торжества, чтобы другим было не так обидно. Наверняка, всем уже ясно без слов, кто в итоге победил.
Я спросила у огорченных проигрышем девочек:
- А где еще с нами случаются похожие огорчения?
- В других играх, например, в шахматах, - последовал Петин быстрый ответ.
- Петя, а может, в неудачах есть польза?
- Нет, - ответил он, подумав немного.
Но я не разочарована ответом сыночка, ведь мы только начали «эмоциональные уроки» в играх.
Очень интересно наблюдать, как твой ребёнок в совместных играх развивается умственно. Дети любят решать задачи на сообразительность, особенно когда их задают с учётом возраста и возможностей. Много задач и загадок разной трудности (что важно - с подсказками и готовыми ответами) можно найти в замечательной книге Е.Г. Козловой «Сказки и подсказки».
Задачи в этой книге облечены в весьма занимательную форму, поэтому сразу приковали к себе внимание моей детворы. Простые, но «каверзные» задачки Петя, Катя и Варя «щёлкали», как семечки, тогда как я пребывала в полном замешательстве, раздумывая над ними.
Я думаю, это объясняется тем, что малыши воспринимают информацию буквально. Именно эта особенность помогала им знать правильный ответ. Одна из подобных задачек, с лёгкостью отгаданных детьми, звучит следующим образом:
7 шоколадок дороже, чем 8 пачек печенья. Что дороже – 8 шоколадок или 9 пачек печенья?
Пока я думала, Петя повторил услышанное: «Шоколадки дороже».
Вот ещё несколько:
Если для вчера завтра был четверг, то какой день будет вчера для послезавтра?
Петин быстрый и правильный(!) ответ: «Пятница!»
Яблоко тяжелее банана, а банан тяжелее киви. Что тяжелее киви или яблоко?
Петя ответил: «Яблоко!» Катя, присутствующая при этом, вдруг тоже сказала: «Я думаю, что яблоко!»
Иногда в своих ответах Петя проявлял находчивость. Например, на такую задачку:
6 карасей легче 5 окуней, но тяжелее 10 лещей. Что тяжелее – 2 карася или 3 леща?
Сын уверенно ответил: «Кит».
Ничто так не сближает родителей с детьми, как совместные игры, пусть самые распространенные и незамысловатые, как «ходилки» или решение задачек. Такие занятия полезны не только тем, что развивают и сближают, но также они могут помочь решить некоторые детские психологические проблемы, если их вовремя заметить.
Мария Кулыванова