Журналисты иногда могут что-то приукрасить, чтобы привлечь внимание ради самого внимания. Частым оружием является кликбейт.
Кликбейт (англ. clickbait от click «щелчок» + bait «приманка») — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации. В некоторых случаях получение дохода не является главной целью… Поскольку цель — не донести смысл наилучшим образом, а убедить максимальное количество пользователей пройти на страницу с материалом, кликбейт-заголовки обычно недоговаривают суть информационного повода и допускают ложь.
Натыкаюсь я тут как-то на статью со следующим названием Антонио Бандерас и Пенелопа Крус рассказали об обратной стороне кино. И как вы думаете, о чём эта статья? Скандальное или просто интересное интервью? Голливудская подноготная? Глубокий анализ актёрской карьеры глазами самих актёров? На худой конец пикантная история, связанная с двумя секс-символами?
Эта статья про промежуточные итоги Венецианского кинофестиваля.
Зачем?
Вот зачем так делать?
Чтобы человек доверился кликбейту и прочитал статью?
Человек, который зашёл ради заявленной темы, не будет читать про Венецианский кинофестиваль, как и другой человек не будет переходить на подобную статью ради жёлтого заголовка, который «вскрывает правду».
По заявленной теме в статье два предложения. Абстрактных и, может быть, даже выдуманных ради названия статьи:
В этот раз Крус и Бандерас посмеялись над кино. Над тем, что происходит за кадром, и над новыми трендами, и сделали это, сохранив нужную долю гротеска и самоиронии, не переборщили ни в чем.
Вот и всё.
Ну, неужели Венецианский кинофестиваль, который сейчас в самом разгаре и имеет потенциальные хиты проката, нуждается в кликбейте? Вот так захочешь найти информацию про старейший фестиваль в мире, сразу и не найдёшь.
Поэтому заявляю: журналисты хуже блогеров.
Блогеры не несут ответственности за свои слова перед общественностью, а журналисты несут и злостно игнорируют свою профессиональную этику.
Они, как люди с улицы, могут говорить или написать на заборе что угодно, наплевав на последствия. Мои последствия таковы: я потратил своё время на поиск нужной мне информации, а она оказалась заключена в одном предложении, которое никак не раскрывает сути названия статьи.
Если бы я хотел прочесть про Венецианский кинофестиваль, я бы такой запрос и вбил в поисковик.
Жаль, что ради просмотров/наживы/известности профессионалы иногда устраивают «аферу Стивена Гласса», забывая о последствиях и ответственности.
Сергей Брыляков