Если вернуться на чуть больше чем сто лет назад, то можно обнаружить, что кинематограф родился в виде короткометражных фильмов по причине дороговизны оборудования, плёнки и сложности её проявки, а главное — из ненадобности снимать полный метр.
А кто будет смотреть фильм, идущий больше часа?
Так вопрошали режиссёры, которые относились к кинематографу как к аттракциону. И правда, кому захочется больше часа ездить на американских горках?
Сейчас же всё наоборот. Кто и зачем будет смотреть короткометражные фильмы?
Кадр из фильма "Шестизарядник". "Оскар" за лучшую короткометражку
Сейчас новоиспеченный кинорежиссёр обрекает себя на два пути развития, когда собирается снять короткометражный фильм.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.
Он снимает короткий метр для опыта, профессионального роста, как и следовало бы начинать. Ведь правильнее сделать первые шаги перед тем, как делать забег на долгую дистанцию. Но вместе с этим фильм создаётся в никуда и ни для кого. То есть, другими словами, он снимает кино для себя. Его смотрит только съёмочная группа и друзья, в лучшем случае фильм попадает на фестиваль, где режиссёр надеется, что его заметит кто-то влиятельный. При идеальном раскладе его фильм то и дело путешествует по фестивалям, но есть ли в этом толк, если нет реального проката?
А проката для короткометражки никогда и не будет.
И это главная проблема. Кончилось то время, когда вместо трейлеров перед фильмом-хедлайнером крутили короткометражные фильмы, за которые режиссёр помимо того что получал денежку, так ещё и имел возможность заработать авторитет, набрать популярность и любовь публики, которая пойдёт на дебютный полнометражный фильм, уже зная стиль и почерк режиссёра.
Короткий метр Роберта Родригеса. Первый снятый им фильм, который он отправлял на каждый кинофестиваль
ВТОРОЙ ВАРИАНТ.
Фильм снимается из чистой прагматики. Допустим, у режиссёра есть готовый сценарий полнометражного фильма, но нет имени. Положим, сценарий даже понравился дяде с деньгами, но последний справедливо спросит: «А опыт работы у вас есть? Какие вы фильмы снимали?» — и что делать режиссёру? Развеcти руками? Нет, он должен будет снимать уже не ради себя, а ради дяди-толстосума — чтобы показать ему умение снимать фильмы. Другими словами, нужно иметь портфолио. Шоурил из никому не нужных короткометражек.
И это печально.
Интернет также не спасает дело, потому что ты никому неизвестен.
Закинуть свой фильм даже на такую платформу, как Netflix – гиблое дело. Фильм Скорсезе там не затеряется: даже если бы не было никакой рекламы, его всё равно мониторили — а про человека без имени, может, и рады помониторить, но только про него знать не знают…
Знаменитый кадр из фильма "Андалузский пёс"
История кино, конечно, знает и помнит гениальные короткометражки, но все они будто воспоминания из прошлого. И надо ещё осознавать, что в былое время короткий метр мог сработать, но сейчас при наличии того же интернета и обилии такой конкуренции это практически невозможно.
Реабилитировать интерес и полезность короткого метра можно было бы хорошим спонсированием и прокатом короткометражек перед фильмом.
Как вы думаете, каковы шансы прославиться или хотя бы запомниться у режиссёра, чей короткий метр показали бы перед фильмом «Мстители: финал»?
Показывать вместо рекламы по телевидению… Но последнее, увы, невозможно, хотя было бы правильней и действенней всего.
"Взлётная полоса". Одна из лучших короткометражек в мире
Как сделать короткометражные фильмы не просто кратковременной и необходимой частью биографии режиссёра, а постоянным видом заработка?
Сделать так, чтобы фильмография режиссёра, который снимает короткий метр, не была похожа на студенческий досуг, а наоборот, ни в чём не уступала фильмографии «полноценного» кинорежиссёра?
Кроме того, нужно, чтобы государство было заинтересовано в будущем кинематографа — больше не видно способов исправить ситуацию.
И, видимо, она не будет исправлена.
Сергей Брыляков