Чем ближе юбилейные торжества, посвященные Дню Победы — тем тревожней на душе. Причины нарастающего беспокойства очевидны, они связаны с бессовестной профанацией этой священной для нашего народа даты. Какие только пиар-акции не предлагаются в качестве креативных и новомодных.
Алексей Меринов
Это, например, танец на батутах, на которых полногрудые девушки с автоматами Калашникова в руках синхронно прыгают под песню «День Победы». Но данный патриотический дивертисмент еще не верх креативного совершенства. Гораздо эротичней выглядит девушка в гимнастерке, пилотке и... трусиках, исполняющая на шесте хит сезона под песню «Смуглянка». Бедные ветераны, если кто и доживет до празднования, то его уж точно хватит кондратий при виде такой «благодарности от внуков».
Вот уж воистину при подготовке к празднеству «никто не забыт, ничто не забыто». Циничные пиарщики добрались уже до детских садов, в одном из которых потребителям патриотической продукции был предложен детский календарь, на котором «окровавленные» малыши, одетые в военную форму, погибают, но не сдаются. Такая вот милая реконструкция, поглядев на которую родители травмированных детишек могли, облачив своих чад в военную форму, сделать памятный снимок. Прейскурант прилагается.
Вы думаете, мы достигли дна? Ан нет!
Уж на что я человек привычный, давно переставший удивляться глупости и цинизму, но здесь меня по-настоящему затрясло. К празднику вышла компьютерная игра. Ее авторы — родители, которые решили внести свою лепту в патриотическое воспитание своих чад.
Петербургские родители захотели устроить на занятиях в школе ролевую игру «Блокадная семья» по случаю годовщины снятия блокады 27 января. Репост из закрытой группы «Креативный родительский комитет» опубликовал городской паблик по продаже билетов в театры и на концерты в популярной отечественной соцсети.
Тематическая программа рассчитана на учеников 2–5-х классов. В игре должен участвовать весь класс, который делится на три команды. Каждая из них представляется как отдельная семья из трех поколений, чья задача — выбрать правильную стратегию выживания на каждом из шести этапов (бомбоубежище, распределение обязанностей, распределение еды, спасение города, письмо с фронта, прорыв блокады). Таковы квесты, пройдя каждый из них, можно получать бонусы.
Вести мероприятие стоимостью восемь тысяч рублей будет военный реконструктор. Детям также покажут и дадут подержать музейные экспонаты времен войны: амуницию, макеты оружия, предметы быта.
В комментариях пользователи назвали эту циничную игру издевательством бездуховных зажравшихся людей.
Тем не менее, как ни удивительно, подобные инициативы снизу находят горячий отклик на самом верху, где разнообразные радетели нравственности предлагают провести тотальную ревизию школьных программ, в первую очередь по литературе, с целью возгонки подростковой духовности.
Например, депутат Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) заявил, что школьную программу по литературе надо переделывать. Почему? Объяснение народного избранника весьма примечательное: «По себе могу сказать — в 9–10-х классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих — сложно и рано! Их изучение — это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель», — заявил депутат, окончивший школу в 1999 году.
А что, своя логика в этом высказывании есть. Классические произведения действительно писались не для детей. Другое дело, что их первое прочтение под руководством грамотного учителя сеет те семена, которые будут прорастать в будущем, ибо культурный человек возвращается к этим текстам многократно, открывая для себя при каждом новом прочтении новые ценности и смыслы.
Но в нашей пропитанной патриотической истерией ситуации зачистка образовательного поля идет по другим (не возрастным) основаниям. Вызывает подозрение то, что эти произведения наполнены сомнительными идеями так называемого абстрактного гуманизма и несут вечные общечеловеческие ценности. Кроме того, они, с точки зрения сексуально озабоченных взрослых, еще недопустимо эротичны. Я уже не говорю о том, что одна из главных героинь «Преступления и наказания» — девушка с пониженной социальной ответственностью. Какой сомнительный пример для подражания!
И вот уже идет разбирательство недопустимого поведения питерского учителя литературы, позволившего себе на уроке прочитать старшеклассникам «Исповедь хулигана» Сергея Есенина где, страшно подумать, есть не вполне приличное слово на букву «Ж». Так от слов хулители классики переходят к делу.
В самом деле пора наконец осуществить на практике манифест футуристов и сбросить классику если и не с корабля истории, то по крайней мере с корабля школьного образования. Хватит мурлыкать про всякую там любовь-морковь. Даешь очищенное от скверны военно-патриотическое воспитание!
Впрочем, не будем впадать в крайности. При определенном желании классику можно чуть-чуть переделать, поставив ее на службу все тому же военно-патриотическому воспитанию. Пожалуй, начнем с Валерия Брюсова. Его классическое стихотворение, являющееся гимном чистому искусству, где он дает юноше три завета, мечтая вырастить из него поэта, явно нуждается в патриотической переработке.
Переформатировав хрестоматийный текст, мы с чистой совестью можем использовать его в целях военно-патриотического воспитания.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
При выбросе хлора в доме горящем
Ногу бинтуй санитарным пакетом.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Службу в войсках полюби беспредельно,
Тайну храни, на разводах присутствуй,
Выполни все безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча уйду я бойцом убежденным,
Зная, что в мире оставил кадета.
Но шутки в сторону. Пора ставить прочный заслон глумлению над воистину святыми вещами. Здесь действительно тот самый случай, когда «это нужно не мертвым — это нужно живым»!
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ
Источник