Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В России заговорили о переходе на беспилотные поезда

Эксперты уверены: скоростные локомотивы-роботы «в погонах» мгновенно усилят оборону страны

Россия рискует серьезно отстать от общемировой тенденции перехода на беспилотную железнодорожную технику. Об этом заявил вице-президент Союза машиностроителей России Валентин Гапанович на недавнем заседании Союзмаша в правительстве. Острая нехватка «резвых» отечественных микропроцессоров, датчиков, контроллеров и программного обеспечения продолжает делать погоду на российском производстве беспилотников всех классов и калибров. Потому обещанные к 2020 году роботы-поезда на Московской кольцевой железной дороге если и появятся, то уж точно без клейма «Сделано в России». Впрочем, у России есть козырь, который в вопросе беспилотного железнодорожного транспорта позволит нам прыгнуть сразу в «дамки».

 

фото: pixabay.com
 

Разношерстный беспилотный транспорт продолжает захватывать мир. «Автоботы» наступают везде: на автострадах, море, в воздухе и на железной дороге. Кто удивится сегодня, например, экспрессу без водителя в каком-нибудь германском Эшеде или Карлсруэ?

Впрочем, самые продвинутые беспилотные технологии на железной дороге нужно искать не на Западе, а на Востоке. Привычный лидер — Япония и их автоматизированная железнодорожная линия Синкансэн. Экспрессом Страну восходящего солнца догоняет Поднебесная. Передовики КНР — тайваньские железные дороги, которые с 2016 года полностью перешли на беспилотные локомотивы.

Европа на всех парах догоняет Восток. Так, немецкий промышленный гигант «Сименс» уже несколько лет штампует не только полнокровные беспилотные локомотивы. Отдельные системы с лычкой «Сделано в ФРГ» постепенно заполняют мировой рынок: автоматика, приборы и датчики, микропроцессоры и программный софт — их надежность ценят везде.

Кстати, именно германская земля и продемонстрировала наше отставание в сфере беспилотного железнодорожного транспорта. Крупнейшая выставка-форум InnoTrans-2018 в Берлине и стала тем самым лакмусом, который буквально кричит: мы начинаем безнадежно отставать.

Накануне на очередном заседании Союза промышленников России в правительстве вице-президент российского Союзмаша Валентин Гапанович отметил: для того чтобы не упустить общемировую тенденцию беспилотного ЖД транспорта, предстоит попотеть.

— Нужно решить, что конкретно мы можем предпринять, чтобы в нашей стране беспилотные транспортные средства, в том числе на железной дороге, внедрялись как можно активнее, — подчеркнул Гапанович. — Иначе мы рискуем сильно отстать.

Эти слова касались прежде всего мирной ЖД продукции. Ведь тематика заседания отечественного Союзмаша — диверсификация ОПК, то есть — производить больше мирного товара.

А что, если часть созданного в России железнодорожного беспилотного состава взять и отдать на военные нужды? Ряд экспертов не скрывают: робот-эшелон — это мечта сродни уэллсовской «Машине времени».

Так, приверженец адаптации всего нового и прогрессивного в Российскую армию Константин Ружий уверен: поставь железнодорожный беспилотник на «военные рельсы», и это мгновенно сотворит прорыв в укреплении защиты государства.

— Помните, как быстро специально для маневров «Восток-2018» перебросили по «железке» 300 тысяч военнослужащих? В такую скорость даже там, на Западе, поверили с трудом! — уверяет «МК» эксперт. — А теперь представьте, что будет, если за дело возьмутся скоростные беспилотные поезда. Логистика улучшится в разы. За считаные дни можно будет целые армии перебрасывать из одной точки страны в другую.

Впрочем, не все такие технологичные оптимисты. Например, военный эксперт Александр Мозговой уверен: такая роботизация пока — «обоюдоострый топор».

— С одной стороны, все к этому и идет, — говорит военный эксперт. — С другой — цифровые системы могут глючить и давать сбой. И тогда в спасительный ручной режим перейти будет некому — все системы под властью искусственного интеллекта.

Но и эти эксперты не исключают: пользу для армии в поездах-беспилотниках при желании извлечь можно.

Однако Союз машиностроителей России жирный плюс видит пока лишь в беспилотных поездах для мирной повседневности. Так, вице-премьер правительства Юрий Борисов на том же заседании Союза машиностроителей в правительстве подчеркнул:

— Сегодня оборонным предприятиям недостаточно производить исключительно военную и специальную технику. Нам нужно уметь привлекать внебюджетные ресурсы, выпускать гражданскую продукцию и реализовывать ее на конкурентном рынке.

Потому неясно — как скоро и увидим ли вообще железнодорожный беспилотник цвета хаки? Впрочем, когда-то и танк считали бесполезной жестяной лоханкой, способной лишь бочками пожирать бесценный бензин и пустозвонить ржавыми гусеницами…

Автор: Максим Кисляков

Источник

303


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95