В школьной грамматике русского языка принято выделять 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но не все случаи реального использования языка вписываются в рамки этих шести падежей.
Как быть с формами типа «гулять в лесу»? По форме это дательный падеж, по смыслу – предложный. Должно быть «гулять в лесе», но всем понятно, что гулять можно только «в лесу». Эти случаи относятся к «местному падежу», но применяется для описания местонахождения предмета в пространстве и времени.
Примеры: в лесу, в году, в снегу, в бору, на дому и т.д.
Загадочны формы типа «налить чайку». Мы видим, что в этом случае форма дательного падежа выступает в функции родительного (налить чего?). Такое явление ученые называют «частичным падежом». К этому падежу относится совсем немного слов: (стакан) сахару, песку, чаю, кофейку, кипятку. В современном русском языке можно сказать как «налить чайку», так и «налить чайка», и оба варианта правильны.
Многие существительные имеют форму так называемого «звательного падежа», который используется при обращении. Обычно форма именительного падежа существительного усекается.
Примеры: Саш, Кать, мам, пап, тёть, дядь, а также боже, господи.
Также школьник оказывается в тупике, когда встречает пример «податься в писатели» или «баллотироваться в президенты». Он видит, что тут именительный падеж множественного числа употребляется с предлогом, что невозможно. Подобные случаи ученые называют «превратительным падежом».