Не так давно вся страна была потрясена громким нападением школьника из города Стерлитамака в Башкирии на своих одноклассников и учителя. Вначале он устроил поножовщину, а потом и пожар в классе. После этого случая в образовательных учреждениях стали усиливать меры безопасности, а с учениками по всей стране работать школьные психологи. И вот еще одна инициатива: в школы регионов Министерство просвещения направило рекомендации по выявлению потенциальных детей-агрессоров.
В пособии, разосланном в школы, содержатся пункты о необходимости отслеживать жилищно-бытовые условия, в которых воспитываются потенциально проблемные дети, и изучить уровень их развития. Также авторы призывают направлять активность ребенка в полезное для общества русло. Причем поводом взять ребенка под особый контроль может быть не только его асоциальная семья, но и плохая успеваемость, разочарованность во взрослых, отсутствие общения с одноклассниками. Родители обеспокоены, не станет ли такой подход вмешательством в частную жизнь семьи, а классные руководители сетуют на возможную дополнительную нагрузку.
В пресс-службе Министерства просвещения нам сказали, что подобные рекомендации отправляются в школы каждый год, правда, каждый раз с изменениями. Они касаются не только педагогов, но и психологов, родителей и самих детей. Рекомендации подготовил подведомственный министерству Центр защиты прав и интересов детей. О том, как работают эти рекомендации на практике, мы поинтересовались у самих педагогов.
Директор МОУ «Лицей №14» г. Жуковского Московской области Екатерина Шевцова рассказала, что они периодически получают рекомендации от министерства, и каждый раз там содержится дополнительная информация с учетом новых веяний времени — например, что делать, если агрессию дети проявляют в Интернете.
Несмотря на все меры, проблема агрессии больше проявляется в подростковом периоде и заканчивается, когда школьник перерастает этот возраст.
Директор ГБОУ «Школа в Капотне» Валерий Тихонов пояснил, что московским школам эти пособия не нужны:
— У нас ведется большая работа с трудными школьниками. В образовательном учреждении создана школьная служба примирения, призваная минимизировать споры и создать благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Председатель Совета директоров общеобразовательных школ России Яков Турбовской считает, что внедрением новых рекомендаций проблему агрессивности школьников не решить — корень зла лежит значительно глубже:
— Учебный процесс также во многих школах выстроен так, что дети получают различные неврозы. А школа должна помогать ребенку во всем, чтобы ему было там комфортно, вне зависимости от того, на какие отметки он учится.