За несколько дней в Москве выпало около 30 сантиметров снежного покрова. Таять снег не собирается — как минимум, до конца недели. А значит, поддерживать столицу в «проезжем» состоянии городским службам приходится без помощи сил природы. Сами, всё сами. Для этого в городе к работам по уборке снега привлечена целая армия людей и техники — и власти каждый год придумывают новые способы эффективного решения проблемы. Что «в моде» в 2023 году — выяснял «МК».
Официальные цифры таковы: помимо штатных сотрудников системы ЖКХ, в борьбе с последствиями снегопадов задействованы 12 тысяч сотрудников инженерных компаний столицы, более 800 единиц спецтехники, 16 инженерных компаний.
Итак, вот первый и важнейший механизм «мобилизации» городских служб на борьбу со снегом: в режиме аврала к этим работам привлекают людей и технику МОЭКа, «Мосводоканала», «Гормоста» и других профильных городских организаций. Их инженерный и технический персонал к такому режиму работы привычен — надо, значит, надо.
В целом даже в пиковые моменты снегопадов улично-дорожная сеть Москвы находится в безусловно «проезжем» состоянии — это сфера ответственности столичных «Автодоров». Куда больше работы выпадает, однако, на долю «Жилищников» и приданных им резервов: сеть тротуаров, пешеходных дорожек и местных проездов в столице куда более разветвленная, а техникой в большинстве случаев убрать их затруднительно.
«Особое внимание уделяют очистке пешеходных зон, тротуаров, подходов к остановкам общественного транспорта, станциям метро и Московского центрального кольца, железнодорожным станциям и платформам, объектам социальной сферы и потребительского рынка», - говорится в сообщении комплекса городского хозяйства. Таким образом, именно эти объекты находятся в первом приоритете; за ними следуют уличные тротуары, подходы к подъездам жилых домов, и лишь после этого чистятся «неофициальные» пешеходные дорожки.
Для утилизации снега (напомним, твердые осадки с проезжей части запрещено по экологическим соображениям сваливать на газоны) в столице работают 49 стационарных снегосплавных пунктов. Они есть в каждом из округов столицы, расположены, как правило, вблизи русла заключенных в коллекторы речек. Прежде чем попасть в водоток, вода, полученная из расплавленного снега, проходит необходимую очистку. Помимо стационарных, при необходимости организуются и временные снегосплавные пункты, на которых снег утилизируется в ливневую канализацию.
- Людей в дни снегопадов никогда не хватает, поэтому на два-три дня всегда бывают сложности с проходом по протоптанным самостоятельно дорожкам вне сети тротуаров, - рассказал «МК» инженер ГБУ «Жилищник» одного из районов СЗАО. - Жалуются на то, что дорожка не почищена, но ее в дислокации вообще нет, поэтому чистят в последнюю очередь. За непрочищенный официальный тротуар могут быть проблемы, за эту дорожку нет.
Чаще всего затруднения возникают там, где «народные тропы» пересекают официальные улицы и местные проезды, добавил коммунальщик. Там при чистке дороги техникой возникает снежный бруствер, который людям приходится преодолевать, пока у дворников не найдется время, чтобы его прочистить.
Когда снегопад завершится — а это будет уже в первых числах декабря — коммунальщики перейдут уже на обычный режим «несения службы». В частности, инженерный состав перейдет к решению собственных задач. Однако в некоторых управляющих компаниях пока не решена проблема найма сезонных рабочих на зиму — это всегда делается на время сезона снегопадов, но в этом году они начались раньше обычного.
Чтобы оперативно решить эту проблему, несколько лет назад некоторые московские районы даже организовывали авиачартеры в страны ближнего зарубежья. Сейчас рабочую силу пытаются «рекрутировать» на месте: например, жители нескольких домов по Щелковскому шоссе с удивлением заметили в своих подъездах объявления от «Жилищника» района Гольяново с приглашением на работу на узбекском и таджикском языках.
Зарплата, которую предлагают дворникам — 50 — 60 тысяч рублей, следует из объявлений. Возможно, одна из причин дефицита сотрудников — именно эта: объявления, приглашающие на работу кассирами или грузчиками в супермаркеты, обещают более значительные заработки.
Так или иначе, без сотрудников на зимнюю уборку снега город, конечно, не останется: зарплату можно и прибавить, к тому же у коммунальщиков есть и дополнительные бонусы к работе, например, служебное жилье. Но факт остается фактом: в многоснежную зиму, которой обещает стать сезон 2023 — 2024 годов, расчищать, грузить и вывозить придется гораздо больше.
Антон Размахнин