О чем:
Двое детективов приезжают в сельскую местность расследовать таинственные исчезновения людей…
Бутафорическая, страшная, смешная и романтичная сельская местность, где местные жители, будто выходцы из книг Юрия Мамлеева. Безумные буржуа-декаденты, семья ван Петегемов и не менее безумная «деревенщина», семья собирателей мидий, Брефоры – которые, вдобавок еще и оказываются каннибалами.
Ничего не напоминает? Не так давно я писал о сериале «Малыш Кенкен», за авторством все того же Брюно Дюмона. Фактически здесь воплощено все недовоплощенное в сериале. Более совершенное (для широкой публики), более осмысленное произведение. Хотя кому-то из критиков и показалось, что с абсурдом и гротеском здесь Дюмон все-таки пережал.
Как сделано:
В лучших традициях. Сумасшедшая, черная комедия. До невозможности смешная – подобного не было ни в одном из фильмов Вуди Аллена. Как всегда Брюно Дюмон работает со штампами, не только штампами кино и культуры, но и вообще – штампами нашего времени. По существу, он находит в современности то, что достаточно закоснело и просто нуждается в пародировании, а потому занимается благодатным материалом, получая хорошие плоды. Этим сейчас не занимается никто.
Очень много «псевдо», «псевдо». Так с умной физиономией автор подает нам, например, детективный жанр. Настолько умной, что мы начинаем ему верить. И начинаем сами обманываться на почве собственных представлений о том, какими должны, а какими не должны быть детективные фильмы.
То же касается и, например, работы над персонажами. Ведь есть набор более-менее известных типажей, не меняющихся еще со времен античного театра и, по большому счету, киношники используют именно эти типажи, меняя нюансы и детали. Мы к ним привыкаем, они нам хорошо известны, мы ожидаем от них таких-то действий и таких-то реплик, а Дюмон – раз! – и все переворачивает с ног на голову.
И вот если зритель не привык к таким перевертышам, картина скорее разочарует его и оставит в недоумении. Но это плохая привычка, так что советуем от нее избавляться!
Плюсы:
Как-то я не заметил, но большую часть своего впечатления описал уже в графе повыше. Но оставим здесь место и для «технических достоинств», которые, как и ожидалось, хороши.
В частности – художественное оформление, костюмы, пейзажи, общая атмосфера какой-то непревзойденной насыщенности, прозрачности, легкости. Много солнца – это всегда здорово. Визуально: чуть ли не вспоминаешь о фильмах Кустурицы… но это совсем не Кустурица. Лучше!
Недостатки:
Здесь еще меньше, чем в «Малыше Кенкене» уделено времени, места, сил – сценарию. С одной стороны, понятно: для подобной «сюрной» подачи материалы множественные несостыковки, путаница, недосказанность – все это играет на руку. Но это играет на руку в сериале, здесь же мы ожидаем увидеть какой-никакой «сколоченности», но не видим ее. Что еще больше оттолкнет массового зрителя.
Я не часто ратую за этого абстрактного «массового зрителя», но для большого режиссера (а Дюмон таковым и является) неплохо бы добиться от него призвания, ведь привлечет деньги и ресурсы ко всем другим его проектам, а уж те, в свою очередь, и могут быть сколько угодно авторскими и экспериментальными.