Маэстро Гергиева в Петербурге нередко величают Летучим Голландцем. Один из самых востребованных дирижеров мира, он немало времени проводит в пути, меняя страны, континенты, а с ними — сценическое пространство, оркестры, слушателей. Но, кажется, ни разу за все годы руководства не пропустил открытие нового сезона в родном Мариинском театре.
Новый сезон Валерий Абисалович открывал вместе с симфоническим оркестром театра концертной программой из произведений Александра Мосолова и Антона Брукнера и премьерой недавнего фестиваля «Звезды белых ночей» — оперой Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер». После чего вновь улетел. Но корреспонденту «Труда» удалось поговорить с маэстро о планах.
— Готовимся сейчас с коллегами к фестивалю во Владикавказе, — сказал Валерий Гергиев. — У Мариинского театра там теперь свой филиал. Не так давно вместе с руководством республики мы открыли в столице Северной Осетии филармонию — в здании, которому 150 лет. Помогали его отреставрировать. Я задействовал возможности фонда, который основал несколько лет назад, и мы смогли добиться результата. С точки зрения акустики зал уникальный. Любой крупный российский коллектив, мне кажется, должен действовать так же, помогая регионам. Не сочтите это нравоучением, скорее это призыв к коллегам.
— То есть теперь Мариинский будет работать сразу на три региона — Петербург, Приморье и Северную Осетию?
— Да, впервые за 235 лет существования нашего театра мы вышли в другие регионы. Для меня как для руководителя Мариинского театра было важно задействовать наши мощные творческие ресурсы в других уголках России. Идея оказалась успешной, но в Приморье нет своей консерватории, не хватает кадров. Об этом надо подумать в первую очередь. В перспективе хотим сделать эту сцену крупнейшей в Азии. Тут фору нам даст, конечно, Китай, где ежегодно строится по четыре-пять новых театров. Но постараемся взять качеством.
— Билеты на ваши концерты продаются во Владивостоке хорошо?
— По озвученным недавно Министерством культуры РФ цифрам, Мариинский театр является безусловным лидером по привлечению в залы публики. Каждый год до 25% сбора дает в России наш коллектив. С одной стороны, это комплимент всем работникам труппы. С другой — укор остальным.
— А за рубежом?
— Статистику не знаю, но все билеты на наши выступления раскупаются обычно задолго до их начала. К примеру, у нас скоро гастроли в США — в Чикаго, Нью-Йорке, Вашингтоне. Очередное появление в США оркестра Мариинского театра — событие, которого там все ждут, о чем я получаю немало свидетельств от своих многочисленных заокеанских друзей, от коллег и поклонников классической музыки. Чем сложнее складываются отношения между странами и народами, тем важнее объединяющая роль искусства, музыки.
— Извините, но не могу не спросить вас о ситуации, связанной с фильмом Алексея Учителя «Матильда». Ряд сцен снимались в Мариинке. Что думаете о происходящем теперь?
— Думаю, «Матильда» получила благодаря депутату Поклонской такую огромную рекламу, что создателям фильма нужно тихо радоваться.
— Предполагалось, что питерская премьера пройдет у вас в театре...
— Поживем — увидим.
Людмила БЕЗРУКОВА