Давно никто не пытается сказать молодежи, измученной агрессией рекламы: «Полюбите музыку!». Когда мелодии звучат со сцены в исполнении студентов, да еще и звучат хорошо, это привлекает и заставляет их внимательно слушать. «Юбилейный дивертисмент», прошедший в Малом зале Консерватории, был посвящен
Звучала современная и классическая музыка, исполненная со вкусом и пониманием. К юбилею В. Вороны композиторы, оказывается, посвятили ему свои сочинения: М. Аркадьев — «Сицилиану», Ю. Потеенко — парафраз «В скрипичном ключе». А Е. Подгайц создал Ноктюрн «Музыка для Вороны и камерного оркестра», который юбиляр и исполнил совместно с ММКО, в котором мы увидели настолько одухотворенные лица, что создавалось впечатление: они общаются с дирижером на уровне мысли.
Сам Валерий Иосифович выступил и как скрипач-солист. Для его игры характерна неагрессивная и вместе с тем удивительно притягательная манера исполнения, наполненное интересом и уважением к музыке красочное звучание. Кажется, сейчас так никто не играет. Истоки высокой культуры — в личности исполнителя. Недавно Валерий Иосифович получил международную премию «Золотой Икар» за вклад в развитие музыкальной культуры Восточной Европы.
— Валерий Иосифович, каковы итоги международного фестиваля «Поддержи талант!»?
— Об итогах говорить рано. В Малом зале Консерватории, а перед этим в Рахманиновском, где идею фестиваля поддержали и выступили в гала-концерте такие величины как Н. Петров, С. Сондецкис, С. Стадлер, С. Кравченко, Д. Крамер, Ли иле, (Южная Корея), иле Лилл (Эстония), И. Федоров, А. Запольский (Дания), П. Любимцев, победители телеконкурса «Щелкунчик» и стипендиаты нашего Фонда, была представлена только идея фестиваля, своего рода презентация. Все главное — впереди.
Этот проект — один из этапов в развитии нашей крупной негосударственной программы поддержки музыкантов «Золотой талант», которая стартовала в 2002 году. Среди множества значимых проектов, которые нам удалось осуществить, программа «Золотой талант» — главное наше достижение и одна из самых больших удач. Благодаря ей поддержку Фонда получили более трех тысяч музыкантов из различных регионов России и стран СНГ. Более четырехсот из них стали лауреатами международных конкурсов. Можно смело утверждать, что потенциал новой генерации музыкантов нам удалось сохранить.
Реализация программы «Золотой талант» и семилетняя деятельность стали настоящим прорывом в сфере благотворительности, символом возрождения традиций меценатства. Увы, мировой экономический кризис приостановил ее действие. Но раз мы взялись за это дело, ничего не остается, как предпринимать новые и новые попытки для поддержки начинания.
— Расскажите, пожалуйста, о фонде, который Вы возглавляете.
— Когда в
Первым делом мы разработали «Программу развития музыкальной культуры России». Исходя из выработанных приоритетов, стали разрабатывать проекты и внедрять их в жизнь. К примеру, в 1997 году учредили Большой русский приз и Международную премию в области музыки «Глория». Этот проект поддержал Мстислав Ростропович. Он возглавил международное жюри, в которое вошли лучшие музыканты мира того времени. В 1998 году провели еще одну международную мега-акцию «Мост культуры Россия-Япония» с участием М. Ростроповича, С. Одзавы и оркестра «Нью Джапан Филармоник.
В Костроме при нашем содействии проходил фестиваль, посвященный
Перечень мероприятий фонда за 20 лет может занять несколько страниц убористого текста. Самые заметные их них, помимо упомянутых, — телевизионный цикл «Звезды в Кремле» (совместно с Фондом культуры), фестивали молодых музыкантов России и Америки, России и Японии, России и Кореи, Международный фестиваль в честь
После того как стартовала стипендиально-премиальная программа «Золотой талант» самими стипендиатами и обладателями премий были инициированы такие прозвучавшие на всю страну проекты, как «Возрождение гастрольной карты России», Международная академия «Мастер-класс», «Выдающиеся соотечественники», сенсационный интерес вызвал экспериментальный молодежный проект «Постановка монооперы Ф. Пуленка „Человеческий голос“», которая была выдвинута по двум номинациям на присуждение национальной театральной премии «Золотая маска», Важными событиями в культурной жизни стали 50,55 и
Наряду с программой «Золотой талант» одним из главных достижений мы считаем создание Молодежного камерного оркестра по инициативе стипендиатов без помощи государства и без каких-либо вложений. Его сразу заметил Фонд В. Спивакова и пригласил принять участие в своем фестивале «Созвездие юных». Оркестр стал заметной концертной единицей, его популярность с каждым годом растет, он стал участником престижных зарубежных фестивалей, абонементов Московской филармонии, с ним сотрудничают ведущие дирижеры и исполнители, молодые лауреаты и стипендиаты Фонда.
— Как подбираете ребят для оркестра?
— Я уже говорил, что у нас более 3000 стипендиатов и обладателей премий. Каждый год проводим конкурс на присуждение стипендий по всей России и в странах СНГ, участвуем как организаторы и в качестве членов жюри более чем в 30 международных и всероссийских конкурса, плюс наши студенты. Так что выбор огромен. Если надо, мы легко можем разрастись до размера большого симфонического. Такие прецеденты уже были.
— Сейчас молодежь пытается учиться и работать. Все студенческие коллективы испытывают проблемы с текучкой, с посещаемостью. Как Вы преодолели эту проблему и как достигли взаимопонимания с коллективом?
— Поступив в училище, когда мне было 15 лет я, по просьбе дирижера пришел позаниматься с музыкантами в свой школьный оркестр. Следующий опыт работы с оркестром появился, когда мне было за 50. Ректор попросил меня заменить заболевшего дирижера В. Барсова, который в скорости ушел из жизни. Пришел к музыкантам в Ипполитовке, пару репетиций позанимался с ними. Народ активно потянулся в оркестр, пришлось кому-то даже отказывать. Потом я нашел молодого профессионального дирижера и предложил его кандидатуру ректору. Но он сказал, что раз ко мне ребята пошли, мне и надо продолжать с ними работать.
Я никогда не собирался дирижировать, судьба сама привела к этому. С оркестром стали выступать стипендиаты нашего фонда, многие из них захотели играть в нем. Тогда мы и решили создать на базе Ипполитовского институтского оркестра своего рода музыкальную молодежную сборную Москвы.
— Пожалуй, такого уровня студенческого коллектива не было со времен консерваторского камерного оркестра под управлением М. Тэриана, гремевшего в
— Конечно! Целый класс. 29 декабря 2010 года на концерте в Малом зале консерватории во втором отделении с оркестром выступали только мои ученики. У меня сейчас очень хороший класс. Не стыдно их нигде показать. Большинство ребят — лауреаты престижных конкурсов. Всего у меня десять учеников. Это больше, чем я имею право по условиям работы в институте. Но я их не могу бросить. У меня реально полный класс и еще двое аспирантов. Раньше было четверо. Одна уехала в Америку, другой поступил на работу в известный оркестр.
Многие ученики занимаются сольной карьерой, концертной деятельностью. Среди них Сергей Сухоробрусов, Светлана Безотосная, Александр Будников. Их уже знают и приглашают выступить с оркестрами в различных городах. Более младшие ребята тоже перспективные. Например, лауреат международных конкурсов Марианна Ротару из Молдавии. У нее есть потенциал для сольной карьеры. Две моих студентки, участницы струнного «Фемина-квартета», сестры Виктория и Яна Ашмарины — лауреаты всероссийских конкурсов как солистки, лауреаты Международного конкурса камерных ансамблей им. С.И. Танеева, Международного конкурса квартетов имени Дмитрия Шостаковича. Теперь они — заметная концертная единица.
— Что главное во взаимоотношениях ученик — преподаватель?
— Педагогика — главное дело моей жизни. Меня это увлекает больше всего. С каждым учеником надо прожить отдельную, единственную в своем роде жизнь. Главное искусство — умение проникнуть в мир ученика, сделав обучение незаметным для него самого, чтобы у студента появилось ощущение, будто он сам развивается, самостоятельно до всего доходит.
Можно научить прекрасно, технично владеть инструментом, вырастить виртуоза, но он не состоится как настоящий художник, если не станет личностью. Мы воспитываем индивидуума, единственного в своем роде, самобытного человека. Тогда он становится интересен публике. Для такой работы недостаточно владеть искусством игры и искусством обучения, надо работать с человеком как родитель, как личность. Ребята выходят в мир и смотрят на жизнь через призму мировоззрения родителей, учителей. У педагога колоссальная ответственность. Ему необходимо четко осознавать, как его слово может отозваться через год, через 10, 20 лет в становлении ученика. То, что закладывается в период обучения, остается с человеком на всю жизнь. Без учета этих особенностей можно и навредить.
— Связано ли развитие Ваших учеников с расширением их кругозора?
— Я их заставляю читать. Не всегда это получается. Мешает интернет. Что дает книга в отличие от интернета? Когда ты с книгой, ты как бы наедине с собой. Общаясь с ней, осмысливаешь себя, свое место в мире, свою функцию, миссию, позицию, без этого не сформируешь собственную систему ценностей и не станешь личностью.
— Можно ли успех запланировать в ученике?
— Возможно, но зерна должны упасть на плодородную почву. Важен первый выбор инструмента. Талантливый по природе пианист не всегда может быть талантливым скрипачом. Одаренный скрипач не всегда — дирижер. Все зависит от природной предрасположенности, от чувства материала. У одного превалирует интуиция, тактильные ощущения, у другого — интеллектуальное, у третьего — конструктивное мышление.
Скрипка — это ближе к интуиции. Если ребенок начал обучаться не на своем инструменте, его, конечно, можно научить, или, как говорят, натаскать. Но личностью ученик становится, если чувствует себя победителем и лидером, когда ему все легко удается. У него появляется энергия, уверенность, желание что-то новое открыть, постичь. Если музыкант не чувствует, что им восхищаются, он хуже развивается. С другой стороны, есть опасность, что можно в ученика вселить ложную уверенность в себе. Если она неоправданна, будут трагедии. Так что это очень тонкий вопрос.
— На Ваших плечах — фонд, ученики, множество проектов, сольные выступления. Поддерживают ли Вас домашние в столь многогранной работе?
— Родители крестьянского происхождения. Образования музыкального ни у кого не было, но каждый на чем-то играл и пел.
Своя семья появилась у меня во время учебы в Институте имени Гнесиных. Жена — певица, в студенческие годы пела дуэтом с Надеждой Бабкиной. С ними я познакомился в студенческой концертной бригаде на гастролях по Краснодарскому краю. Потом дуэт превратился в трио, квартет и т.д. Так зарождался ныне известный ансамбль «Русская песня», где она проработала 17 лет. Затем несколько человек основного состава создали ансамбль «Бабье лето». Так они со студенческой скамьи и до сих пор вместе успешно идут по жизни. У них очень интересная творческая судьба. Дочь училась на скрипке и на фортепиано, но, отдав дань родителям-музыкантам, поступила во ВГИК, в мастерскую Саввы Кулиша и стала кинорежиссером.
— На концерте в Малом зале Консерватории программа и действо были объединено единой концепцией. Вы создали собственное пространство...
— Лучший способ воздействовать на мир заключается в умении создать свое пространство, свою среду, собирать вокруг себя людей, которые верят в тебя, а ты веришь в них. Если нам удалось это создать в Малом зале, для меня это большой комплимент. Я к этому стремился.
С институтом сложнее — это государственное учебное заведение. Здесь я не могу кардинально изменить сложившуюся структуру, систему, стандарты. Могу влиять только на уровень подготовки и на общую атмосферу. И, по-моему, у нас есть собственная атмосфера, особый ипполитовский дух. Ребята у нас свободные, инициативные, не трусливые. Они чувствуют себя здесь, как дома. У меня такое ощущение, что им приятно приходить в Ипполитовку...
Беседу вела Александра РАКОВА