Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Великая эпоха

Закончилась великая эпоха.

2007 год был годом великих потерь. Ушли из жизни два гения, которые были для нас символами эпохи великих музыкантов двадцатого века: Мстислав Ростропович и Лучано Паваротти. Эти имена приходят первыми на ум, когда мы задумываемся о музыкантах, чье исполнительское мастерство потрясало наши сердца.

Мстислав Леопольдович… Он мало того что величайший виолончелист и дирижер. Он ещё и великий человек. А как он говорил… Это завораживало. Сколько энергии, сколько любви к искусству. Он радовался каждой секунде, был полон жизнеутверждающей силы. После прослушивания его интервью, мне самому становилось охота ещё больше жить, творить, трудиться. Я считаю, что он может служить образцом для всех музыкантов. То, как он подходил к делу. Предпочитал вообще не отдыхать и не покрываться «житейским жирком», чтобы не разлагаться и двигаться дальше в творчестве. Как он переживал, когда ему пришлось покинуть родину. Но за рубежом этот человек прославлял наше искусство. Он безмерно любил Прокофьева и Шостаковича. И имена многих наших гениев гремели с большим успехом по всему миру благодаря Ростроповичу.

Когда я услышал, что он умер… Не знаю, сложно об этом говорить. Просто я сам не осознавал так сильно, как сейчас наверно, что он для нас всех значил.

Я понял, что верил ему. Когда он что-то рассказывал, я слушал и верил. Пусто стало в душе, даже немного страшно. А кому теперь верить? Кто скажет правду? Такие люди — это локомотив, они тащат всё. С ними человечество переживает лучшие страницы в истории музыки. Когда они есть, нам спокойно. Их нет — пустота. Вспоминаю также смерть великого Светланова. Он был «живой правдой» для всех нас. Но возникло чувство, что надо продолжать эти традиции. Ещё больше трудиться. Ведь я и мои коллеги являемся нынешним молодым поколением музыкантов. И от того, какими мы будем, зависит будущее нашей культуры. Поэтому не надо думать, что кто-точто-то сделает и все наладится. Ничего не наладится. От нас все зависит, от того, как мы будем трудиться.

Одно обстоятельство меня страшно огорчает. Я часто разговариваю с музыкантами о Ростроповиче. Мне сложно понять: насколько все искренне, присутствует какая-либо зависть, что движет людьми. Но некоторые музыканты о Ростроповиче высказываются отрицательно. Более того, иногда присутствует какая-то ненависть даже, что совершенно меня поражает. На чем все это основано? Чем может такой гений вызвать негодование? Признаюсь, для меня это большая загадка. Я отношу это скорее к особенностям нашей русской сущности. У нас вообще как-то принято не особо любить своих героев, когда они еще живы. Умрут, тогда плачем. Нет! Не надо плакать. Надо побороть себя!

Перестать завидовать, перестать думать о себе как-то по особенному. Нужно научиться ценить то, что составляет нашу гордость. Ценить тех людей, которые трудятся с утра до вечера, чтобы искусство радовало сердца людей. Которые отдают себя без остатка, дарят нам свой талант. Я прекрасно понимаю, что в нашей стране есть такие люди, и среди музыкантов и среди обычных людей. Но я не понимаю, когда без явных доводов, просто на основе каких-то непонятных эмоций, говорят о таких людях плохо.

Это касается и других музыкантов. Например, живет с нами великий Гергиев. Да-да, великий Гергиев, и не как иначе. Не нужно говорить глупости: мне не нравится его техника, его интерпретация и т.д. Все это глупости, и большие глупости. А моя позиция заключается в том, что это совсем недопустимо. Такая критика обрушивается не только на Ростроповича и Гергиева, но и на других великих музыкантов. Но нет, это не просто критика, или, точнее сказать, профессиональная критика — обоснованная, с яркими аргументами. Нет, это просто мнения, пустые мнения. Кто-то говорит: оркестр играет хорошо, а Ростропович лучше бы играл на виолончели, то же — про Гергиева. Скажу, что Ростропович закончил как виолончелист, пианист и дирижер Московскую консерваторию. Нужно доверять своим ушам и понимать, что ничего хорошего само по себе не происходит — это дело рук человека, а в данном случае дело великих музыкантов. На Западе ценят талант, гордятся такими людьми, все для них делают, главное чтобы они имели возможность работать и отдавать свой талант людям. У нас такого нет. На всех уровнях.

Мне очень жалко осознавать это.

Ведь еще есть один неприятный момент: многие наши талантливые музыканты уезжают на Запад и редко приезжают в Россию.

Ладно, пока эту тему оставим. Про это надо отдельно написать.

Хочется сказать о великом Паваротти. Благодаря ему и певцам такого уровня классическим искусством можно гордиться. Вспомним трио великих теноров и их знаменитые совместные концерты по всему миру. Они собирали полные стадионы. А кто был на концертах? Самые сливки общества: интеллигенция, государственные деятели, политики и просто люди, любящие классическое искусство. Это были большие праздники души. Много радости они подарили нам. Когда я смотрел по телевидению эти концерты, то у меня шли мурашки по коже; обычно такое случается на хорошем концерте в зале, а тут по телевидению — и такое потрясение.

Кто-то негодует, что Паваротти уже в преклонном возрасте давал концерты, что не мог справляться. Мы должны понимать, что с возрастом, конечно, сложнее петь, и голос часто не слушается. Певец в расцвете сил поет, конечно, лучше чем в преклонном возрасте. Но это не повод нам расстраиваться и тем более негодовать. Голос Паваротти до конца дней звучал прекрасно. Дай Бог каждому певцу так петь в такие годы. А люди слушали. Слушали, потому что хотели слушать. И я очень рад, что он продолжал петь для нас.

Хочу сказать большое спасибо им всем — великим музыкантам великой эпохи.

Ваш Геннадий Дмитриев

814


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95