Закончилась великая эпоха.
2007 год был годом великих потерь. Ушли из жизни два гения, которые были для нас символами эпохи великих музыкантов двадцатого века: Мстислав Ростропович и Лучано Паваротти. Эти имена приходят первыми на ум, когда мы задумываемся о музыкантах, чье исполнительское мастерство потрясало наши сердца.
Мстислав Леопольдович… Он мало того что величайший виолончелист и дирижер. Он ещё и великий человек. А как он говорил… Это завораживало. Сколько энергии, сколько любви к искусству. Он радовался каждой секунде, был полон жизнеутверждающей силы. После прослушивания его интервью, мне самому становилось охота ещё больше жить, творить, трудиться. Я считаю, что он может служить образцом для всех музыкантов. То, как он подходил к делу. Предпочитал вообще не отдыхать и не покрываться «житейским жирком», чтобы не разлагаться и двигаться дальше в творчестве. Как он переживал, когда ему пришлось покинуть родину. Но за рубежом этот человек прославлял наше искусство. Он безмерно любил Прокофьева и Шостаковича. И имена многих наших гениев гремели с большим успехом по всему миру благодаря Ростроповичу.
Когда я услышал, что он умер… Не знаю, сложно об этом говорить. Просто я сам не осознавал так сильно, как сейчас наверно, что он для нас всех значил.
Я понял, что верил ему. Когда он что-то рассказывал, я слушал и верил. Пусто стало в душе, даже немного страшно. А кому теперь верить? Кто скажет правду? Такие люди — это локомотив, они тащат всё. С ними человечество переживает лучшие страницы в истории музыки. Когда они есть, нам спокойно. Их нет — пустота. Вспоминаю также смерть великого Светланова. Он был «живой правдой» для всех нас. Но возникло чувство, что надо продолжать эти традиции. Ещё больше трудиться. Ведь я и мои коллеги являемся нынешним молодым поколением музыкантов. И от того, какими мы будем, зависит будущее нашей культуры. Поэтому не надо думать, что кто-точто-то сделает и все наладится. Ничего не наладится. От нас все зависит, от того, как мы будем трудиться.
Одно обстоятельство меня страшно огорчает. Я часто разговариваю с музыкантами о Ростроповиче. Мне сложно понять: насколько все искренне, присутствует какая-либо зависть, что движет людьми. Но некоторые музыканты о Ростроповиче высказываются отрицательно. Более того, иногда присутствует какая-то ненависть даже, что совершенно меня поражает. На чем все это основано? Чем может такой гений вызвать негодование? Признаюсь, для меня это большая загадка. Я отношу это скорее к особенностям нашей русской сущности. У нас вообще как-то принято не особо любить своих героев, когда они еще живы. Умрут, тогда плачем. Нет! Не надо плакать. Надо побороть себя!
Перестать завидовать, перестать думать о себе как-то по особенному. Нужно научиться ценить то, что составляет нашу гордость. Ценить тех людей, которые трудятся с утра до вечера, чтобы искусство радовало сердца людей. Которые отдают себя без остатка, дарят нам свой талант. Я прекрасно понимаю, что в нашей стране есть такие люди, и среди музыкантов и среди обычных людей. Но я не понимаю, когда без явных доводов, просто на основе каких-то непонятных эмоций, говорят о таких людях плохо.
Это касается и других музыкантов. Например, живет с нами великий Гергиев. Да-да, великий Гергиев, и не как иначе. Не нужно говорить глупости: мне не нравится его техника, его интерпретация и т.д. Все это глупости, и большие глупости. А моя позиция заключается в том, что это совсем недопустимо. Такая критика обрушивается не только на Ростроповича и Гергиева, но и на других великих музыкантов. Но нет, это не просто критика, или, точнее сказать, профессиональная критика — обоснованная, с яркими аргументами. Нет, это просто мнения, пустые мнения. Кто-то говорит: оркестр играет хорошо, а Ростропович лучше бы играл на виолончели, то же — про Гергиева. Скажу, что Ростропович закончил как виолончелист, пианист и дирижер Московскую консерваторию. Нужно доверять своим ушам и понимать, что ничего хорошего само по себе не происходит — это дело рук человека, а в данном случае дело великих музыкантов. На Западе ценят талант, гордятся такими людьми, все для них делают, главное чтобы они имели возможность работать и отдавать свой талант людям. У нас такого нет. На всех уровнях.
Мне очень жалко осознавать это.
Ведь еще есть один неприятный момент: многие наши талантливые музыканты уезжают на Запад и редко приезжают в Россию.
Ладно, пока эту тему оставим. Про это надо отдельно написать.
Хочется сказать о великом Паваротти. Благодаря ему и певцам такого уровня классическим искусством можно гордиться. Вспомним трио великих теноров и их знаменитые совместные концерты по всему миру. Они собирали полные стадионы. А кто был на концертах? Самые сливки общества: интеллигенция, государственные деятели, политики и просто люди, любящие классическое искусство. Это были большие праздники души. Много радости они подарили нам. Когда я смотрел по телевидению эти концерты, то у меня шли мурашки по коже; обычно такое случается на хорошем концерте в зале, а тут по телевидению — и такое потрясение.
Кто-то негодует, что Паваротти уже в преклонном возрасте давал концерты, что не мог справляться. Мы должны понимать, что с возрастом, конечно, сложнее петь, и голос часто не слушается. Певец в расцвете сил поет, конечно, лучше чем в преклонном возрасте. Но это не повод нам расстраиваться и тем более негодовать. Голос Паваротти до конца дней звучал прекрасно. Дай Бог каждому певцу так петь в такие годы. А люди слушали. Слушали, потому что хотели слушать. И я очень рад, что он продолжал петь для нас.
Хочу сказать большое спасибо им всем — великим музыкантам великой эпохи.
Ваш Геннадий Дмитриев