Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Великолепный Этуш: легендарному актеру исполнилось бы 100 лет

Елена Этуш принципиально не считает себя вдовой

Вахтанговец. Невероятный комик и глубокий трагик. Фронтовик. Легендарный ректор «Щуки». Гроза всех студентов и молодых артистов, а на самом деле — нежный и трогательный человек. Настоящий друг. 6 мая Владимиру Этушу исполнилось бы 100 лет. Он не дожил до векового юбилея три года. Век Этуша — в фотолетописи; ее специально для «МК» рассказывает жена артиста (принципиально не считающая себя вдовой) Елена Этуш.

Елена Этуш принципиально не считает себя вдовой
 

2018 год. На съемках фильма «Старый вояка». По одеялу на Владимире Абрамовиче понятно, что жутко холодно. Снимали в тверских лесах, в экстремальных условиях. По восемь часов смена, и 96-летний Владимир Абрамович все выдержал. Как? До сих пор не понимаю. Это был его 39-й по счету фильм. (Фото Юлия Губина.)

 

Это маленький мальчик Вова Этуш, который жил со своей семьей в районе Таганки, в Серебряническом переулке, дом 2. Вова с детства любил лошадей, и однажды папа подарил ему большую игрушечную лошадь, обтянутую телячьей кожей. Лошадь настолько была похожа на настоящую, что поначалу мальчик просто испугался, но потом привык и полюбил ее. Маленький Вова придумал себе такую игру: он делал повозку из стульев, коробок, запрягал свою любимую лошадку и превращался в кучера. Бабушку он усаживал сзади, а у той на руках была только что родившаяся сестра Володи — Лидочка. Семилетний Вова с сознанием дела и с гордостью погонял лошадь. И как-то бабушка в порыве чувств поцеловала внука в макушку. Неожиданно для нее он страшно разозлился и заплакал. «Вовочка, ну что же ты так расстроился?» — растерялась бабушка, а он ей: «Кучеров не целуют».

 

Ранняя работа — спектакль «Два веронца», роль Лаунса, которая далась ему очень тяжело. Но именно на ней не уверенный в себе молодой артист открыл в себе комедийный талант.

 

А это Владимир Абрамович с Александром Филиппенко в спектакле «Закат» по рассказам Бабеля. Для меня это знаковый спектакль, потому что он совершенно перевернул мою жизнь. Именно тогда я впервые увидела актера Этуша в драматической роли, и он меня своей игрой потряс до глубины души. Если бы я не увидела этого спектакля, может быть, и ничего дальше не случилось. С этого спектакля началась наша история любви.

 

1941 год. Володя только что окончил первый курс театрального училища при театре Вахтангова, курс Анны Орочко. У него как у студента творческого вуза была «бронь», он мог остаться в Москве и ходить по госпиталям — читать раненым стихи, но ушел добровольцем на фронт. Поскольку в детстве он посещал дошкольную группу, где детей обучали немецкому языку, и в школе учил немецкий, его направили в школу военных переводчиков в Ставрополь на Волге, ныне Тольятти. И это его группа. Володя Этуш воевал на 4-м Украинском фронте. Ранило его в октябре 1943 года на Украине, в селе Ворошиловка под Токмаком. Очень тяжелое ранение было — полгода госпиталей, и в результате его комиссовали.

 

«Кавказская пленница». Легендарная картина Леонида Гайдая открыла советскому зрителю удивительного комика Владимира Этуша. Его товарищ Саахов стал едва ли не главным героем вместе с Шуриком (Александр Демьяненко) и Ниной (Наталья Варлей).

 

В августе 2007 года, когда мы были в санатории в Геленджике, нам позвонили из Москвы, из вневедомственной охраны, и сообщили, что нашу квартиру обокрали. А мы только приехали. Совершенно ошеломленный Владимир Абрамович говорит: «Да? А что украли?» Пауза на том конце телефона, и звонивший следователь произносит: «Конечно, неудобно в такой момент шутить, но так и хочется сказать «три магнитофона, три кинокамеры». Как говорил персонаж Владимира Абрамовича в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мы тут же рванули в Москву. Украли все мои украшения (они лежали на туалетном столике, в шкатулке красного дерева) и 300 тысяч рублей. Началось расследование.

А осенью мы уехали с ним на фестиваль «Амурская осень», а оттуда перелетели на остров Хайнань, где уже бывали: там шикарные курорты. Прилетаем. Ночью в гостинице раздается звонок, я беру трубку. Звонит соседка и рассказывает, что под ковриком у нашей двери лежат пакетик с украшениями и записка. В записке написано: «Уважаемый Эттуш (с двумя «т»). Мы извиняемся, что обидели, но в этом был нужда. Твой вещи были заложены, но очень нужны были деньги. И поэтому не могли до этого вернуть. Но надеемся вернем, не будете в обиде». Деньги нам, конечно, не вернули, а большую часть украшений положили в пакетик.

 

Мирей Матье. И вот как произошла их первая встреча. Мы поехали в Вену на ее концерт. Купили букет белых роз — 25 штук, а нас не пустили с букетом в зал. «Почему?» — спрашиваем. «Слишком большой», — говорят, и заставили отдать букет: «Потом заберете». — «Как потом?..» Ведь он хотел вручить лично на концерте, сразу после песни «Очи черные». Мирей знала, что приехал известный русский артист, была договоренность о встрече после концерта, а тут — отбирают букет и уносят в кабинет директора. Тот, когда узнал, чей букет, рассердился и велел отнести обратно. И вот концерт, мы сидим на крайних местах по центру, Мирей уже поет, а мы замечаем, что народ смотрит не на сцену, а куда-то в проход. А там на четвереньках ползет служащий и тащит-волочет нам букет. И Мирей, и Владимир Абрамович не раз сожалели, что поздно познакомились: «Пораньше бы…»

 

Спектакль «Дядюшкин сон». Он любил эту роль. Когда в финале он стягивал с головы кучерявый парик и просто говорил: «Почему жизнь так коротка? Чтобы не надоесть? А если кто хочет подольше? Господи, спаси мою грешную душу…» Он уходил, в зале на мгновение повисала тяжелая пауза и тут же — обвал аплодисментов. Он снимал парик, и почему-то от такого простого действия стиралась грань между жизнью и спектаклем. Зрители не понимали: Этуш от себя это говорит или от имени Князя?

 

2013 год, Петербург. Творческий вечер Владимира Абрамовича в ДК имени Ленсовета. А у Бельмондо творческий вечер там же прошел днем раньше. Организаторы нам устроили общий обед. Бельмондо после инсульта был уже в инвалидной коляске. А после обеда их обоих ждала телегруппа на интервью. Охранники на этаже, сопровождая их к лифту, между собой говорили: «Бельмондо 80 лет, а сколько же Этушу?» Я говорю: «91». И они с такой гордостью: «Ну, наш-то в сто раз круче!»

 

Спектакль «Бенефис». Последняя роль Владимира Абрамовича в театре и первая женская роль в его творческой биографии. Причем он не менял мужского голоса на женский, не изображал женщину. Он просто был собой, а все верили, что перед ними почтенная дама, с крутым нравом и… юмором. Эту роль Владимир Абрамович играл до последнего.

 

Памятник в деревне Долгиниха. Он появился по инициативе нашего соседа Андрея Чижика. А поскольку у нас там детская площадка, даже не стоял вопрос, каким памятнику быть: раз дети — значит, Карабас-Барабас. Через год мы его открыли. Все, кто приехал тогда, посадили деревца. Теперь дети не слезают с этого чудесного памятника.

 

Наша дача в деревне Долгиниха. А это соседские животные — кот Кисик и собака Линда. И каждый раз происходило одно и то же: только мы подъезжали к даче, кот и собака уже сидели на нашем крыльце, ждали. Линда просто обожала Владимира Абрамовича: лапы грязные, а она прыгает на него, целует… «Ну что, — говорил Владимир Абрамович, — это любовь».

Марина Райкина

Источник

220


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95