Верлибр (vers libre — дословно переводится, как «стих свободный») — разновидность поэзии, свободной от каких бы то ни было композиционных ограничений. В таких стихах необязательна рифма, необязателен ритм, необязательно совпадение количества слогов в строках, необязательно деление на строфы.
Можно представить себе шкалу степени «организации речи». На этой гипотетической шкале значения будут располагаться следующим образом (по возрастанию): сначала речь устная, затем речь письменная (проза), а после этого — речь поэтическая (поэзия).
При разговоре или даже монологе мы накладываем на свою речь на так много ограничений. Многими замечено, что если записывать за говорящим человеком его речь дословно, может получиться весьма забавный текст. Связность разговорной речи не так высока. Многое из того, что может быть в устной речи неясного или нелогичного дополняется интонациями и обилием пояснений.
При письме на речь неминуемо накладывается большее количество ограничений: по построению предложений, по разбиению их на составные части, по подбору слов. Письменная речь гораздо чаще удовлетворяет критериям литературной речи.
Написание стихов требует от автора ещё большей внимательности. В этом случае, составляя слова в предложения, приходится удовлетворять ещё большему числу «законов»: надо, чтобы подбираемые слова ложились в строгую ритмическую канву; надо, чтобы подбираемые слова образовывали нужную схему рифм; надо, чтобы подбираемые слова отвечали другим приёмам и методам, применямым в стихотворении. Не говоря уже о том, что слова должны ложиться в определённый образный и тематический ряд стиха. В этом смысле, поэзия есть высшая форма организации речи.
Если принять такую классификацию, любопытно задаться вопросом: где на этой воображаемой шкале «степени организации речи» лежит верлибр?
Очевидно, что «за» прозой, так как у него, как разновидности поэзии, есть как минимум одно дополнительное ограничение в сравнении с прозой, а именно деление текста на строки. В верлибре, в отличие от прозы, текст переносится на новую строку волей автора, а не шириной страницы (абзацы не в счёт).
В вопросе же о том, где находится верлибр по отношению к классическому стихосложению (ритмические стихи с рифмой), существуют разные точки зрения.
Одна из них предлагает считать верлибр «недопоэзией». Утверждается, что верлибр есть намеренное упрощением задачи поэта, позволяющего себе быть свободным от любой формы и писать верлибры «как вздумается». В самом деле, если допустить такое сильное отступление от канонов стихосложения, писать стихи становится гораздо проще: записывай себе более или менее необычные и новые по составу предложения и дели их на отдельные строки по мимолётному велению настроения.
Серьёзные аргументы в пользу этой позиции можно найти на полках книжных магазинов и страницах авторов на поэтических серверах. Действительно, многие авторы принимают именно этот жанр и находят себя в нём весьма продуктивными.
Другой же взгляд на верлибр возносит его гораздо выше «традиционной поэзии» и ставит на недосягаемые ступени организации речи. Объясняется же это тем, что верлибр, будучи свободным от всех традиционных ограничений и рамок ритмических рифмованных стихов, должен испытывать на себе ограничения гораздо более высокого порядка. То есть если мы берёмся слагать слова в то, что называется поэзией, и при этом уходим от ритма и рифмы, значит, мы должны предъявлять к словам неописанные ранее требования, должны «просеивать» их через более тонкое, возможно, даже невидимое сито. И если это удаётся, то, разумеется, верлибр стоит гораздо выше «традиционной» поэзии именно из-за того, что слова отобраны, организованы и связаны в один текст по сложнейшим, глубинным, фундаментальным законам языка.
В пользу этой точки зрения говорит то, что у великих поэтов, заставших верлибр (ХХ век), стихов, написанных им не так много. Само собой, примеры есть, но они немногочисленны. А главное, это по-настоящему замечательные стихи. Можно вспомнить «Она пришла с мороза…» Блока или «Если б я был древним полководцем…» Кузмина.
Лично я склонен придерживаться второй точки зрения. И именно поэтому считаю, что к верлибру надо относиться в высшей степени осторожно, браться за написание стихов верлибром с огромной ответственностью и ни в коем случае не рассматривать верлибр, как упрощение задачи поэта. Последнее очень опасно.