В нашем высоком музейном сообществе скандалы случаются редко, но имеют весьма затяжные последствия. Вспомнить хотя бы хищения в Эрмитаже и последовавшую за ними грандиозную общероссийскую проверку фондов, результаты которой так и не были толком обнародованы. Теперь на слуху новый сюжет: директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова неожиданно вынесла на всеобщее обсуждение больной для нее вопрос о «восстановлении» Музея нового западного искусства. И не просто так, а при условии изъятия из Эрмитажа части коллекции, которая когда-то, в лохматые годы, была ему, Эрмитажу, отдана при ликвидации этого самого Музея западного искусства...
Тут даже неважно — кто, кому, на каких основаниях что-то передавал: сам черт не разберет, из каких источников наполнялись фонды государственных музеев в первой половине XX века. Для любого вменяемого музейного работника очевидно одно: фонды должны оставаться неприкосновенными и неделимыми, если только речь не идет о глобальной реконструкции/реорганизации отдельного музея (как такое может случиться с музеем Политехническим — ведь есть задумка в корне поменять его устаревшую экспозиционную идеологию, а экспонаты «погостят» пока на самых разных площадках).
В остальных случаях — никаких «дележек» (о чем, кстати, сказала и г-жа Гагарина, директор Музеев Кремля) быть не может. Во-первых, просто неэтично устраивать странную внутрицеховую свару с привлечением в защитники первых лиц. Во-вторых, никаких юридических к тому посылов нет и быть не может. Ну нельзя взять и отобрать у Пиотровского отдельные картины — нет таких законов (если эти законы срочно не придумать). В-третьих, не следует создавать опасный прецедент, за которым может последовать черт знает что, а точнее — опять же словами Гагариной — «передел» музейной собственности.
Параллельно мы лицезреем ситуацию с библиотекой Шнеерсона, куда более болезненную, чем мифический Музей нового западного искусства. И то власти (и культурное сообщество) не пошли на то, чтобы просто взять и раздербанить Ленинку ради чьего-то удовольствия. Придумали умную схему: в Еврейском центре толерантности открывается филиал РГБ, куда книги отдадут на хранение. Красиво, понятно, все довольны. И что же получается: одной рукой мы будем создавать филиал РГБ, а другой — выдавливать из себя по капле новый музей (под предлогом того, что он, дескать, был, — да мало ли что где было!), разоряя при этом фонды музеев существующих? Это никуда не годится. Тем более что вопрос с этой коллекцией стал причиной затяжной вражды (пусть даже интеллигентной) между Антоновой и Пиотровским, от которой зритель, понятно, тоже не выиграл...
Последние весточки с фронтов — Пиотровский принес извинения г-же Антоновой, «если чем ее обидел». Полагаю, речь может идти о небольшом интервью Пиотровского «Московскому комсомольцу», где прозвучала фраза, что не надо приставать к президенту Путину с дурацкими замечаниями, это все должно решить музейное сообщество. Г-же Антоновой эти «пассажи», понятно, не пришлись по вкусу. А нам, журналистам, не всегда приходятся по вкусу разнообразные дутые проекты (вроде Музейного пешеходного городка, «пятилистника» Фостера, многочисленных реинкарнаций Мариинки-2 с бряцаньем имен больших архитекторов etc.), о которых серьезно пишешь по 5—10 лет, а потом все это оказывается пшиком. Как бы таким пшиком не стала и идея с Музеем нового западного искусства.
Но Путин сказал — механизм запущен. Теперь будем мусолить тему этого музея, концепция которого абсолютно неясна: то ли надо просто взять и переименовать ГМИИ им. Пушкина (по примеру Мультимедиа Арт Музея вместо Дома фотографии) — типа так современнее, то ли еще что-то... Во всяком случае, 21 мая музейное сообщество Москвы и Питера соберется для дальнейшего диалога по этому сюжету. А к 3 июня Минкульт обязуется высказать и свои соображения. Пока на защиту Пиотровского встает весь Питер, начиная от студентов юридических факультетов, способных с кодексом в руках доказать, что передача картин «по большевистскому сценарию Антоновой» невозможна, и кончая фанатами «Зенита», призывающими отстоять честь Санкт-Петербурга.
Что до меня — абсолютно уверен: история с музеем закончится ничем — поорут и разбегутся, хотя бы потому, что все это... банально дорого. Пугает другое. Мы только что плевались от письма деятелей культуры первому лицу в поддержку Цискаридзе — теперь подобная манера поведения становится нормой? Г-н Путин, хочу Цискаридзе вместо Иксанова; г-н Путин, хочу новый музей за счет Пиотровского… Неужто у ГМИИ им. Пушкина нет других забот?
Антонова была и остается Антоновой, великой женщиной России (независимо от того — продлят с нею контракт или нет), которая может позволить себе маленькие прихоти. Но когда ты — часть интеллектуальной элиты страны (а таких людей можно пересчитать по пальцам), нужно обдумывать каждый шаг, особенно перед тем, как просить что-либо у власти...
материал: Ян Смирницкий