И в четверг, и в пятницу в офисе я не появился.
Слабый я, невероятно физически слабый. Позанимаюсь чем-нибудь минут пятнадцать, и тут же хочется как минимум минут на двадцать прилечь.
Дома всё легко: посидел за компьютером, почувствовал усталость — прыг в кроватку и смотри сон, приводи себя в порядок.
К сожалению, нормально поработать дома не получилось. Полагалось бы писать тексты, сравнивать новые со старыми, править, сокращать, дополнять, диктовать. Всё перенеслось на субботу и воскресенье.
Звонила сотрудница пресс-службы Минздрава. Сообщила, что текст с рассказом о курсе «СОЛО на клавиатуре» и онлайн-книге «Курить, чтобы бросить!» утвердили и готовы опубликовать. Но хорошо бы это сделать недели через две: через две недели многие вернутся из отпуска, и читателей будет больше. Нет ли у меня по этому поводу возражений.
Какие у меня могут быть возражения? Через две недели, так через две недели.
Звонил старший Проходский. Хорошо с ним пообщался по телефону.
Возможно, в субботу встретимся и погуляем в Сокольниках.
Несколько раз созванивался с М.Р. Рахматулиным.
Он всё делает правильно, хорошо, спокойно и ровно. Одним словом, я доволен.
Одно огорчает — придётся ему дать отпуск на неделю. Ему надо будет поехать в Оренбургские Эмираты — забрать жену и детей и привезти их в Москву. Хочешь не хочешь, а отпуск дать надо. Что остаётся делать — воспринимать жизнь такой, какая она есть.
Несколько раз говорил с Аллой Витальевной Переваловой. Смеялись, радовались пустякам, рассказывали друг другу забавные истории.
Редактор моей книги «1001 вопрос про ЭТО» Наталья Половинко покидает издательство и передаёт меня другому сотруднику.
Невольная жизнь авторов — тебя передают другому.
Пытался написать статью для сайта — о школе. Составил даже конспект.
Почему наша страна никак не может выбраться из кризиса?
Почему у нас упадок в экономике?
Почему у нас так распространено пьянство, наркомания, курение?
Почему так много разводов?
Почему отсутствует сексуальная культура и чем объяснить так много преступлений на сексуальной почве?
Ответ на все вопросы один. У нас нет должного отношения к школе, к школьному обучению и воспитанию.
Сразу вспоминается фраза Джона Локка: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
А у нас нет правильного воспитания детей ни в семье, ни в школе.
В школе много начётничества, вранья, показухи, пустоты, демагогии.
В педагогические вузы поступают слабые школьники. Они становятся педагогами не по призванию, а из-за неизбежности — никуда больше их не берут.
Давно пора отменить в школе домашние задания. Почему? Домашние задания приучают к вранью, нечестности и развращают учеников. Можно домашнее задание не сделать, найти причину, почему не сделал (соврать), и тебя простят. Можно списать. Учитель знает, что ты списал, ты знаешь, что ты списал, но всё сходит с рук. А ещё хуже, когда домашнее задание за учеников делают родители.
Так мы и воспитываем (приучаем) детей: обманывай, выдумывай, придумывай, изворачивайся, списывай. А потом удивляемся, почему из школы выходят обманщики.
Приучаем детей врать, заниматься подлогами, выдавать желаемое за действительное.
И ещё. Пожалуй, это самое главное. Человек в школе находится одиннадцать лет (!), а к чему у него призвание, чем он хочет заниматься, — на эту тему начинают думать только после сдачи выпускных экзаменов.
Сегодня многое в нашей жизни определяют люди, которым от 25 до 45 лет. Это же всё вчерашние школьники.
В школе их не приучили трудиться.
В школе их не научили работать.
В школе им не привили элементарных правил культуры.
Грустно.
Когда-то на эти темы я говорил с министром образования Ольгой Юрьевной Васильевой.
Теперь Ольга Юрьевна возглавляет академию педагогических наук.
Кстати говоря, «СОЛО на клавиатуре» может помочь школе.
Да-да, каждый, кто проходит программу, получает не только хороший полезный навык десятипальцевого набора, но и приучается доводить начатые дела до конца, не раздражаться по пустякам, управлять своими эмоциями и, главное, думать — о себе, о жизни, об окружении.
Повторюсь, основная задача школы — научить людей думать, размышлять, делать те или иные выводы, и научить трудиться. И, опять повтор, найти своё призвание.
«СОЛО на клавиатуре» необходимо внедрить в педагогические институты, в Министерство образования и в школы.
Я об этом говорю уже более двадцати лет. Меня вежливо выслушивают и мило улыбаются.
Мы тратим миллионы, если не миллиарды, рублей на электронную школу только в Москве. А компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации. Но этого чиновники от образования не понимают.
До мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина мне не достучаться.
До министра образования Сергея Сергеевича Кравцова мне тоже не достучаться. А ведь он когда-то преподавал информатику, должен понимать. Я посылал на его имя письма, получил отписки.
Грустно это всё, невероятно грустно.
По вечерам, и в четверг, и в пятницу, рассматривал фотографии новых учеников.
Несмотря на полное равнодушие С.С. Кравцова, С.С. Собянина, А.В. Раковой и других чиновников, обычные люди понимают полезность «СОЛО», регистрируются и занимаются. Спасибо им за это.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. В минувший четверг, 9 февраля 2023 года, уволили с работы Зельфиру Исмаиловну Трегулову, директора Третьяковской галереи. Истёк срок контракта. Всё с точки зрения бюрократии верно, формально придраться не к чему. А на самом деле по-хамски уволили.
Она узнала о своём увольнении из «Газеты.ру».
Неужели трудно было пригласить к себе в министерство культуры Зельфиру Исмаиловну, сделавшую так много для развития музейного дела, и откровенно и искренне поговорить о создавшейся обстановке и возможном увольнении.
Не рискнули так поступить. Стыдно. Не нашлось сил поговорить. Лучше всё сделать втихаря. Это ужасно. Это постыдно.
По-хамски поступили и с артисткой Лией Ахеджаковой.
Великая актриса. Помню её по съёмкам в фильме «Двадцать дней без войны». Я тогда приехал в Калининград, где снимали эту ленту, и довольно часто в перерывах между съёмками обсуждал с Лией Меджидовной многие проблемы нашей жизни.
Лия Меджидовна выступала и перед моими студентами на факультете журналистики. Это всегда было умно, трепетно, убедительно, искренне и полезно для студентов.
Дирекция театра решила снять с репертуара спектакль с её участием. Без всякого предупреждения — снять, и всё тут.
Как мне сказали, узнав об этом, великая актриса в свои 84 года расплакалась как ребёнок.
Наверное, люди, принимавшие решения об увольнении Зельфиры Трегуловой и снятии спектакля с участием Лии Ахеджаковой, закончили нашу школу. Им преподавали учителя, не сумевшие воспитать основы культуры, такта и человечности.
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ (470/469 до н. э. — 399), древнегреческий философ