Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Визуальный кошмар. Часть 2

Продолжаем знакомить заинтересованных фильмами ужасов читателей с классификацией кинематографа этого жанра. В первой части были тщательно рассмотрены такие знаменитые ответвления хоррора, как «слэшер» и «документальная съёмка». Ниже – завершение материала. Самое страшное – впереди.

 

Дом-убийца

Кино этого жанра предполагает художественное нападение на одну из самых неприкосновенных и личных категорий человеческой жизни, то есть его дом, а шире — семью, проживающую в доме. Сюжеты многих фильмов схожи: молодая семья приезжает в новый дом (или же один человек возвращается к своей семье в старый), в котором люди, уставшие от тягот не всегда богатой и успешной жизни, надеются наконец-то обрести покой и зажить счастливо.

Героев окружает радость, предвкушение хорошей жизни, однако почти сразу же начинают происходить необъяснимые вещи: двери неестественно скрипят, шкафы хлопают дверцами, слышны голоса или крики неизвестных существ, птицы и другие домашние животные испытывают порой доводящий до их смерти дискомфорт. Обитатели дома начинают бояться.

С течением времени странных и пугающих событий происходит всё больше и больше, пока кто-то из членов семьи не начинает явно ощущать на себе присутствие злых сил (обычно этой силой является сущность дьявольского рода, которая находится в этом доме уже давно). Страх оковывает зрителя благодаря качественно сделанным приёмам резких появлений, нагнетания звуков и тёмных мест, быстрым сменам планов, отвратительным для человеческого восприятия физиологических сцен. Неотвратимость нападения зла на обитателей закрытого пространства, смешанная с семейным контекстом происходящего, является кинематографическим отголоском архетипического сюжета о проклятом доме, поэтому способна вызвать необъяснимый страх зрителя с довольно большой вероятностью.

Лучшие примеры жанра: Призраки в Коннектикуте (2009), Астрал (2011), Джезабель (2014), Визит (2015).

 

Психологический хоррор

Немногочисленные ленты этого порядка часто не считают ужасами в привычном смысле, ведь каждый из "ужастиков" по сути психологичен, так как влияет на подсознательные механизмы человеческого восприятия. Однако, несмотря на спорную трактовку, нам кажется целесообразным выделять в отдельную жанровую ветвь те фильмы, которые, ввиду особо построенного сюжета, пугают зрителей совсем иным образом, чем остальные.

Кино этого ранга имеет очень мощную смысловую подоплёку, и наряду с визуальным наполнением она образует примечательный союз. В таких фильмах мы боимся не самого ужасного момента, а собственного осознания насчёт него, рефлексии по поводу него. Физиологические подробности, показанные крупным планом, ввиду абсурдной ситуации подсознательно заставляют нас задуматься об их смысле и значении, иначе говоря: "Зачем всё это происходит и какой у этого смысл?".

Не имея привычных ужасам резких пугающих моментов, психологические хорроры содержат в себе естественную физиологию человека, которая подвергается испытанием как физического, так и духовного свойств. Вызывающие отвращения моменты могут заставить отвернуться и не смотреть, однако даже при отсутствии визуального контакта мозг получает смысловой сигнал произошедшего, который мы в любом случае фильтруем. От осознания, воспоминания мы начинаем понимать, отчего происходят такие вещи, однако их цель остается неразгаданной, то есть страшной.

Лучшие примеры жанра: Антихрист (2009), Мученицы (2008)

 

Изгнание дьявола

В фильмах ужасов, сюжет которых построен вокруг проникновения дьявольской сущности в человека, зачастую особенно сильно удаётся передать атмосферу внебытийного страха. Главные герои подобного кино повергаются пыткам и истязаниям как с физической, так и с духовной стороны: ноги и руки неестественнно выгибаются, голова способна преломляться на 360 градусов, голос вдруг приобретает несвойственные звучания. Древнейший христианский сюжет искушения дьяволом в визуальной интерпретации режиссёров фильмов ужасов приобретает сверхреалистичные черты, где главный инструмент — богохульство и отступничество от человеческого.

Кино, как ни один другой культурный носитель, способно передать страхи и страдания одержимого дьяволом, поэтому в этих фильмах религиозные табу превалируют над смысловой подоплёкой (например, причины вселения дьявола в этого человека, цели, смысл).

Обилие перевёрнутых распятий, животных нечеловеческих криков, искусительных речей дьявола придаёт особое настроение, при котором кажущаяся защищённой человеческая жизнь подвергается нападению внефизической сущности. Тот факт, что большинство фильмов основаны на реальных событиях, придаёт фильмам этой ветви ещё больше веса. 

Лучшие примеры жанра: Изгоняющий дьявола (1973), Шесть демонов Эмили Роуз (2005), Одержимая (2012), Заклятие (2013).

Борис Поженин

517


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95