За свою жизнь в искусстве режиссер Олег Табаков воспитал целую плеяду талантливых артистов, но, отвечая на вопрос «Кто ваш любимый ученик?», неизменно называет имя Владимира Машкова. В эксклюзивном интервью «ВМ» актер рассказал о своем учителе, специально прилетев для этого со съемок из Санкт-Петербурга.
— Владимир, вы помните, когда впервые увидели своего будущего учителя на экране?
— В фильме «Король-олень» (снят в 1969 году режиссером Павлом Арсеновым. — «ВМ»), на который меня повела мама, когда мне было восемь лет. Помню, как в летнем деревянном кинотеатре Новокузнецка мы три раза подряд смотрели эту картину. Мама была режиссером кукольного театра, и ее настолько восхитили образы, созданные Сергеем Юрским, Олегом Ефремовым, Юрием Яковлевым и Олегом Табаковым, что она не могла уйти из кинотеатра весь день.
— Учиться у Табакова — это ваш выбор или так судьба распорядилась?
— Другой мечты, как учиться у Олега Табакова, у меня не было! Гарантирую, что все артисты моего поколения стремились быть его учениками.
— Но почему? Не секрет, что многие будущие артисты годами поступают во все мастерские, ко всем педагогам...
— Ответ прост: к профессии можно относиться как к профессии, а можно — как к призванию. Те, кто пытался поступить к Табакову, знали, что он овладел всеми приемами мастерства. Я, например, считаю его Леонардо да Винчи актерского театрального искусства. Он — создатель, конструктор, изобретатель, если хотите, селекционер… Кстати, нетеатральное слово «селекция» было главным на нашем курсе. Олег Павлович выбирал себе учеников методом селекции.
Автор: Сергей Пятаков/РИА Новости
Актер Владимир Машков (слева) и художественный руководитель Московского художественного театра имени А.П. Чехова Олег Табаков на ежегодной церемонии вручения памятных знаков артистам и сотрудникам МХТ им. Чехова, приуроченной к 115-летию театра.
— Многим отказывал сразу, кто-то отчислялся уже во время учебы. Вы это имеете в виду?
— Это тяжелейшее решение — отказывать молодым людям в актерском обучении. Вдвойне тяжело, когда учитель говорит студенту, проучившемуся у него пару лет: «Это не твой путь». Но, думаю, Олег Павлович и в том, и в другом случае практически всегда был прав.
— Как вы сегодня вспоминаете годы учебы у Табакова?
— Все, что он пытался сделать с нами, будущими актерами, — это его эксперимент. Сегодня он говорил так, завтра — иначе. Сегодня одну сцену просил сыграть яростно, на другой день ее же, но «уже иначе». Он пробовал нас, искал в нас возможности, не вставляя ни в какие рамки. Мы понимали, что каждый день должны искать новые пути, причем самые неожиданные. Не идти проторенными, штампованными дорожками, и искать свои, возможно, несвойственные характеру ходы.
— На третьем курсе Табаков доверил вам роль Абрама Шварца в «Матросской тишине». Можно ли говорить, что именно тогда он разглядел ваши актерские возможности?
— Я считаю, что именно в этот момент произошло мое окончательное становление как человека. Роль Шварца стала переломным моментом в моем сознании. До меня эту роль всего раз в жизни сыграл на сцене Театра «Современник» великий русский артист Евгений Александрович Евстигнеев, и сразу же спектакль запретили. Олег Павлович положил пьесу Галича в стол, где она лежала двадцать лет.
19:52 16 августа 2015
Отрывок из спектакля "Матросская тишина"
— На дипломный спектакль «Матросская тишина» ходила вся Москва, это был ваш триумф. Как учитель оценил вашу работу?
— Олег Павлович скуп на похвалы. Разбирая наши отрывки, он блистательно показывал всех нас. Я смотрел и понимал, где допустил ошибки. Делал он это остроумно, иногда безжалостно, но это было необходимо. Знаете, я бы сравнил Табакова с великим конструктором Сергеем Королевым. Да, да, Олег Табаков — это Королев в театре, запускающий молодых артистов в космос. Он наш «Байконур». Все ученики Табакова были способны покорить космос. Другое дело, что кто-то долетел, а кто-то, в силу определенных причин, не смог.
Владимир Машков со своим учителем - Олегом Табаковым
— Будучи студентом Табакова, вы же не только сидели с утра до ночи в аудиториях и зубрили Станиславского?
— Олег Павлович первый, кто стал вывозить студентов за границу. Мы, обучаясь в школе-студии, поехали в Венгрию, в Англию… Два месяца учились в США. В Японии были... Табаков находил деньги, чтобы вывезти нас куда-то. При этом учитель нас постоянно подкармливал, решал наши проблемы, мы были частью его жизни. И то, что в определенное время я работал в других странах, — заслуга Олега Павловича. К сожалению, моих родителей давно нет рядом, и Табаков стал для меня родителем. Мне страшно представить, что было бы со мной, если бы у меня не было моего учителя. Главное, чтобы он получал от жизни то, что заслужил. А заслужил Олег Павлович, чтобы мы, его ученики, носили его на руках.