Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Владимир Молчанов: И тогда мы начали делать новое телевидение...

Внутренняя интеллигентность, высокий профессионализм, энциклопедические знания, умение слушать и слышать собеседника — фирменный стиль Владимира Молчанова

Нынче на телевидении эпоха шоуменов и клоунов — людей, задача которых зажечь, развеселить аудиторию. Владимир Молчанов другой породы, он старался, чтобы в каждой его передаче был какой-то урок, чтобы люди, посмотрев ее, стали немножко умнее, а их жизнь — чуть-чуть ярче. Его авторские программы собирали многомиллионную аудиторию: их обсуждали, о них спорили, а главное — их смотрели. Накануне юбилея известный тележурналист ответил на вопросы «ВМ».

- Владимир Кириллович, многие молодые тележурналисты называют вас учителем в профессии. А кто, интересно, сыграл наибольшую роль в вашей телевизионной судьбе?

- Я учился профессии у Бовина, у Володи Ломейко — это мой первый главный редактор, у Цветова, у Каверзнева. То есть у тех людей, которые делали реальную журналистику.

- Журналистика вообще, а тележурналистика в особенности, всегда была индикатором общественных настроений

- Конечно. Когда я окончил филологический факультет МГУ, то получил 11 приглашений в разные издательства. Поскольку у меня первый язык нидерландский, а тогда во всей стране его знали человека три-четыре, я пошел в Агентство печати «Новости», которому как раз был нужен такой специалист. Помню, приезжаю в Рузу, иду по дорожкам Дома творчества композиторов, а навстречу мне Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Здрасьте, молодой человек, чем вы занимаетесь?» Я говорю: «Поступил на работу журналистом». Он восклицает: «Бедный, бедный, как мне вас жаль, разве у нас журналист может говорить то, что он думает?..» Это было в 1973 году, а 13 лет спустя наступила эпоха, когда мы впервые стали говорить то, что думаем. И тогда мы начали делать новое телевидение, появились такие программы, как «До и после полуночи», «Взгляд», «600 секунд», «Пятое колесо»…

- На ваши передачи приходили люди самых разных взглядов, профессий, убеждений. С кем вам самому было особенно интересно беседовать?

- Журналист не может разговаривать только с теми, кто ему интересен. Особенно я не любил говорить с политиками, очень редко среди них попадались симпатичные люди. Не моя это публика. Но были и такие программы, которые я делал только с теми, с кем хотел. Скажем, у меня был цикл «И дольше века…» — 30 сорокаминутных серий с людьми искусства. Там были и Майя Плисецкая, и Тонино Гуэрра, и Наталья Петровна Бехтерева, и Франко Дзеффирелли, и мой кумир писатель Василий Аксенов. Это были люди высочайшего культурного уровня, с которыми я действительно очень хотел поговорить.

- Основатель СNN Тед Тернер на вопрос Владимира Познера, в чем задача тележурналистики, ответил: делать новости...

- У него, кстати, ничего и не было, кроме новостей. На мой взгляд, это самое скучное в журналистике. Куда более интересно делать очерки о людях или работать в документалистике. Тем более что сегодня новости часто придумывают и стараются их подать так, чтобы в них поверили. К сожалению, исчезло понятие телевизионного очерка. Людские судьбы, характеры ушли с экрана. Человек вообще перестал интересовать, нет, не журналистов, а продюсеров. Потому что он очень мало стоит. И это печально.

- Сейчас на радио «Орфей» вы ведете свою авторскую программу «Рандеву с дилетантом»...

- Это для меня отдушина. На эту программу приходят люди приличные, интересные, талантливые. Которые, если и появляются на нашем ТВ, то очень редко. Нынче у телевидения другие герои.

- Интересно, какие передачи вы смотрите как зритель?

- Я очень любил «Голос». Хорошо, что пригласили Александра Градского, это профессиональный музыкант, певец, композитор. Плюс он еще и говорит хорошо. Другие участники не могут с ним сравниться. Первые передачи были интересные, теперь это мне поднадоело: одно и то же из года в год приедается.

- Вы преподаете журналистику. Что, по-вашему, главное в этой профессии?

- В прошлом году я взял первый курс. К сожалению, студенты очень плохо знают, что происходило в 1991–1993 годах, не понимают, что такое «гласность». И я стараюсь это объяснить. Я учу их тому, что гостям студии должно быть интересно разговаривать с журналистом. Поэтому необходимо знать предмет дискуссии, иначе какие же они журналисты. Я не могу научить их писать, этому можно только научиться, но я могу указать путь. И, совершая ошибки, исправляя их, двигаться вперед.

СПРАВКА

Владимир Молчанов родился 7 октября 1950 года в Москве. Отец — композитор Кирилл Молчанов, мать — актриса Марина Пастухова-Дмитриева. В 1967 году поступил в МГУ на филологический факультет, где изучал нидерландский язык. С 1973 по 1986 год работал в Агентстве печати «Новости». На телевидении вел телепрограммы «До и после», «90 минут», «120 минут», «До и после полуночи», «Время», «И дольше века». Является автором 20 документальных фильмов.
Подробнее: http://www.vm.ru/news/2015/10/06/vladimir-molchanov-i-togda-mi-nachali-delat-novoe-televidenie-299343.html

Игорь Логвинов

689


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95