Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Владимир Войнович: Не сотвори себе кумира

— Владимир Николаев, вы вступили в комитет в поддержку перестройки «Апрель» и высказываетесь за создание советского ПЕН-центра. Каковы, по-вашему, цели этого комитета и кто может войти в Пен-центр?

— Я несколько отступил от своих принципов, не хотел вступать вообще ни в какую организацию. В комитет «Апрель» все же вступил, так как цели у него серьезные — изменить вообще литературный климат. Но я был на одном заседании, и мне показалось, что при всей серьезности целей, у комитета есть недостатки: слишком много разговоров и мало решений. Дело в том, что пока существует комитет, существует и вполне налаженный аппарат Союза писателей. Сидят те же самые секретари, получают свои зарплаты, пайки.

В прошлом они занимались, на мой взгляд, возведением препятствий перед талантливой литературой. Сейчас они столь сильно литературному процессу уже мешать не могут, но созданы-то были они именно для того, чтобы ему мешать. И как только возникнет благоприятная для «литературного» аппарата ситуация, они сейчас же вернутся к той же «работе». Это неизбежно. Потому что это — их функция.

Если комитет «Апрель» будет стремиться подорвать эту структуру, будет способствовать реформации Союза писателей, превращению Союза в действительно творческую организацию, не мешающую, по крайней мере, писателям, тогда я буду, как могу, в одну человеческую силу, способствовать его делу. Если же комитет «Апрель» будет просто существовать и ничего не делать, то я лично из него выйду.

Что касается советского ПЕН-центра, то нужно сказать, что в принципе члены ПЕН-центра по уставу обязаны выступать в защиту всех угнетенных. Угнетенных писателей и вообще людей, невинно наказываемых за свои убеждения. Поэтому в ПЕН-центр ни в коем случае не должны приниматься люди, замаравшие себя участием в карательных акциях против своих коллег. Я лично буду против вступления в него таких людей, а если они будут приняты, то я из такого ПЕН-центра выйду и не буду принимать в его работе никакого участия. Впрочем думаю, что ПЕН-центр знает свои задачи и подобные люди все равно не станут его членами.

— Реально ли вообще создание советского ПЕН-центра сейчас?

— Почему бы нет? Во многих странах существуют отделения Международного ПЕН-клуба. Сначала люди принимаются туда индивидуально, а потом из них создается отделение, организация. И советским членам ПЕН-центра придется позаботиться о том, чтобы эта организация осталась чистой и не принимать в нее людей с карательными наклонностями. Если же они будут таковых принимать, то существование советского ПЕН-центра обессмыслится

— Каковы, по-вашему, пути борьбы с догматизмом, со сталинизмом? Вот вы беретесь с помощью сатиры, с помощью солдата Чонкина, а как поступать другим?

— Я бы призвал бороться не с догматизмом, а с более серьезным врагом — стремлением людей к созданию культов, культов разных личностей. С этим стремлением можно бороться только одним способом: демократизацией общества. Когда общество глубоко демократично, то в нем культы не возникают, потому что оно способно объективно оценить каждого человека, его поступки, образ мысли, образ жизни, личные достоинства. И в таком нормальном обществе авторитет какой-то отдельной личности может то подниматься, то опускаться, никакого нимба вокруг головы не возникает. К сожалению, советское общество только делает первые шаги на пути к демократии. Когда-нибудь, я верю, оно к ней придет. Поэтому стремление к сотворению кумиров все еще очень распространено. У меня, кстати, об этом есть книга. Не «Чонкин», а «Москва. 2042». В ней среди других тем рассматривается и сотворение кумира, а всем людям, стремящимся к этому, я хотел бы напомнить, что в Библии заповедь «Не сотвори себе кумира» стоит, кажется, на втором месте.

—Мы беседуем в дни, когда весь мир празднует очередную годовщину окончания мировой войны. Я слышал, что многие западные немцы до сих пор «преодолевают» эту войну, испытывают комплекс вины. Как вы думаете, будет ли у нас что-то подобнее в отношении к сталинизму?

— Я думаю, что комплекс вины за сталинизм отчасти существует. Другое дело, что комплексы не способствуют решению многих задач. Но в какой-то степени такой комплекс вины, безусловно, должен существовать. Это неизбежно произойдет. Чем больше люди будут узнавать о прошлом, тем больше будет им стыдно. Стыдно, правда, будет не тем, кто совершал преступления. Но я должен сказать, что молодежь обязана знать вот что. Сейчас многие, узнавая о прошлом, недоумевают, говорят, как такое было возможно? Смотрят с презрением уже не на отцов, а на дедушек и прадедушек, или не на них самих, а на их портреты. Но я предлагаю молодым людям подумать: нет ли чего-то такого в душах людей, что делает возможным сталинизм в любое время? Те люди, ушедшие поколения, были не хуже и не лучше нас, но иногда в обществе создается такая кризисная ситуация, когда возникают явления, подобные сталинизму.

К сожалению, эта болезнь поражает массы людей. Создайся подобная ситуация сегодня, и возможно, те самые люди, которым кажется, что из них никогда не могли бы получиться сталинисты, ошибутся. Кстати, канцлер ФРГ Гельмут Колль недавно сказал: «Сейчас многие люди думают, насколько мы лучше тех, кто жил во времена Гитлера. Это не так. Просто система лучше. И мы в ней можем проявлять свои лучшие качества, а тогда была другая система и худшие люди проявляли свои худшие качества, а в целом, среднем, люди одни и те же».

— Как вы относитесь к обществу «Мемориал», входили ли сами в это общество? И, кстати, что Вы думаете о письме Владимира Солоухина в «Нашем современнике» (№ 12 за 1988 год)?

— К обществу «Мемориал» я отношусь, в общем, положительно, но судить о его работе и задачах я полностью не могу, так как недостаточно посвящен в подробности. Что касается объяснений Солоухина, почему он не вступает, я думаю, что писатель не прав. Если он считает, что «Мемориал» не охватывает все годы и все виды репрессий, то, вступив в это общество, он, вероятно, мог бы способствовать расширению и углублению его деятельности в том направлении, в каком считает это необходимым.

Что касается моего собственного участия... Не знаю. Мне пока трудно решить. Я живу за границей и имею свой счёт к обществу, современному, советскому, не только к государству. Считаю, что и сейчас есть жертвы, не погибшие, а живые, которые до сих пор продолжают нести наказание. В первую очередь я имею в виду людей, которые были несправедливо осуждены, а лотом, если и были освобождены, то не реабилитированы. Справедливость не восторжествовала. Общество «Мемориал» должно добиваться восстановления и этой справедливости тоже, потому что память о погибших — дело важное, но защита живых — еще важнее. Пока эти люди живы.

Кроме этих категорий жертв, есть еще и другие. В том числе есть жертвы указов о лишении гражданства. Например, я не могу вступить в «Мемориал», потому что считаю себя (независимо от всех указов, а просто по человеческим нормам) гражданином этой страны, и в какие-либо общества на территории этой страны я войду только тогда, когда все без исключения мои гражданские права будут признаны на сто процентов. Я считаю, что в задачи «Мемориала» должна входить и борьба за такие права человека.

— Как же должна восстанавливаться справедливость? Путём юридического преследования преступников сталинских и других времён?

— Некоторые люди, как я заметил, хотят все время что-нибудь обсуждать и ничего не делать. Или делать слишком уж постепенно. Это касается разных вещей. Например, говорили, что не надо торопиться издавать Булгакова, Платонова, а сначала нужно изучить их наследие, прокомментировать его. Это был явный расчет на то, чтобы затянуть публикацию на неопределенное время. И с возвращением других писателей, как мертвых, так и живых, то же самое — «посмотреть», «отделить одних от других». А все надо было решать разом. Точно также, все жертвы надо реабилитировать разом и нечего говорить, что когда-то их дела разбирались индивидуально. Об этом люди, типа Нины Андреевой, говорят, будто эти дела разбирались открыто. Это чистая ложь, потому что они разбирались" прежде всего, в застенках. Погибших так много, что разбираться персонально вообще некогда, на это уйдут сотни, а может тысячи лет. Поэтому все жертвы должны быть реабилитированы именно разом, все вместе. Кроме того, должны быть одновременно реабилитированы, и разбирать тут нечего, все жертвы так называемой «эпохи застоя». Все формы репрессий, которые на них обрушились, должны быть осуждены.

Что касается виновников, то я бы сказал, что страна очень больна и будет больна еще долго, если общество будет заниматься еще и поиском виновных... Ведь здесь грани настолько размыты. И я, если бы был каким-нибудь верховным судьей, преступников сталинского и последующих времен всех разом за их преступления безымянно осудил и безымянно, с презрением, помиловал бы, но не разыскивал бы виновных поименно. Большинство виновных, как и их жертвы, уже ушли в мир иной, и мы их не найдем. А если и найдем отдельных трясущихся от старости палачей, то в нас чувство справедливости удовлетворено не будет. Другое дело, что есть люди, которые получают персональные пенсии, хотя их кровавое прошлое доказано. Они должны быть лишены всяких льгот.

— Я слышал, вы перед поездкой сюда сказали, что возможно будете чувствовать себя? Это была шутка?

— В каждой шутке есть доля истины, а если нет, то это плохая шутка. Приехав, я отчасти чувствовал себя немцем, хотя когда я хожу по московским улицам, иногда забываю, что приехал из Германии. Кажется, что я свой среди своих, а потом вспоминаю, что у меня есть некоторые отличия, есть некие привилегии по сравнению с советскими людьми. И, в то же время, для меня действуют некие ограничения. И мне время от времени приходится об этом вспоминать. Мне, например, открыты какие-то двери, которые для советских людей закрыты, но для меня закрыты другие, которые открыты для всех:

Когда-то Петр I спросил Меньшикова: «Что ты хочешь, чтобы я для тебя сделал?». Меньшиков ответил: «Государь, сделайте меня немцем». В шутке Меньшикова была горькая истина — немцу в этой стране жилось лучше, чем коренному жителю. К сожалению, эта шутка злободневна и сегодня.

— И традиционный вопрос: над чем работаете сейчас?

— Еще не работаю, но приступаю к работе над третьей книгой моего романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Первая книга в Советском Союзе уже опубликована. Вторая, надеюсь, будет опубликована в сравнительно скором времени журналом «Юность» и потом выйдет отдельным изданием. Надеюсь, в будущем году закончить третью и последнюю книгу этого романа, превратившегося в своеобразную эпопею.

Для справки

Советский пен-центр

Советский Союз никогда не входил в число стран, где есть отделения международного ПЕН-клуба — ассоциации поэтов, очеркистов, прозаиков, редакторов и переводчиков. Вопрос о создании советского ПЕН-центра и его вступлении в международный ПЕН-клуб рассматривается на проходящем в Голландии съезде этой организации.

В конце 60-х годов международным ПЕН-клубом уже предпринималась попытка привлечь советских коллег к своей деятельности, однако тогда она натолкнулась на сопротивление руководства Союза писателей. Оно не было готово предоставить советскому ПЕН-клубу независимость. Сейчас этого препятствия уже нет. Нынешний президент международного ПЕН- клуба Фрэнсис Кинг, только что побывавший в Москве, получил на этот счет специальные заверения первого секретаря Союза писателей СССР Владимира Карпова.

Трудности, тем не менее, возникли. «Литературная газета» опубликовала сообщение об организации при Союзе писателей СССР учредительной группы для создания советского ПЕН-центра. Состав этой группы вызвал критику 25 писателей — Искандера, Окуджавы, Чуковской, Евгения Попова и других (часть которых была объявлена в списке учредительной группы без их ведома). Они сделали заявление, в котором подчеркивалось, что членство в ПЕН- клуба налагает высокую нравственную ответственность и требует готовности участвовать в правозащитной деятельности. А также публичного и гласного отказа от прежних позиций, если они выражались в преследовании людей по идеологическим мотивам. Авторы заявления рассматривают вступление в ПЕН-клуб прежде всего как принятие на себя высоких нравственных обязательств, которые в любой момент могут потребовать от любого советского члена ПЕН-клуба твердости и мужества в отстаивании его фундаментальных принципов.

Руководство международного ПЕН-клуба предложило конструктивный компромисс, разъяснив, что заявление о приеме в ПЕН-клуб и подписание его хартии может считаться автоматическим признанием того, что если писатель и совершил в прошлом что-либо противоречащее принципам этой хартии, то теперь он об этом сожалеет и отказывается от прежних позиций. Естественно, членство в ПЕН-клубе накладывает на вступившего обязательство и в дальнейшем, вне зависимости от политических изменений в стране, придерживается принципов хартии.

На этой основе было достигнуто соглашение. Делегация в Маастрихте от имени объединенной группы советских писателей ходатайствует об утверждении ее в качестве советского ПЕН-центра. («Московские новости», № 20,14 мая 1989 г.).

«Советский цирк», апрель 1989 года

1037


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95