Власти вступили в борьбу за здоровый образ жизни (ЗОЖ) россиян. Их неожиданным противником стали лимонад и прочие безалкогольные напитки, содержащие сахар. Чиновники предлагают увеличить акцизы на сладкую газировку в России сразу на 20%, что якобы позволит снизить долю населения, страдающего ожирением. Однако эксперты убеждены, что благими намерениями вымощена дорога к кошелькам граждан, и настоящей целью авторов нововведения является пополнение казны, а не здоровье людей.
С предложением ввести акцизы на сладкие газированные напитки выступил Экспертный совет при правительстве РФ. Напомним, что сама дискуссия о введении сборов с «вредных продуктов» идет как минимум последние 5 лет. Инициативы активно поддерживает Минздрав. В свою очередь еще в 2016 году Минфин признал внедрение подобного акциза нецелесообразным. Сейчас меру по борьбе за ЗОЖ, предложенную Экспертным советом, признали эффективной во Всемирной организации здравоохранения.
Отметим, что авторы инициативы считают, что введение акцизов на газированные напитки мотивирует граждан отказаться от лимонадов и перейти на натуральные соки. Однако законотворцы не учли важной российской реалии: такой натурпродукт на порядок дороже, чем шипучие сладости, а тратить больше люди не могут, так как реально располагаемые доходы, мягко говоря, не растут.
«За последние 5 лет цены на соки выросли более, чем на 50%, — подчеркивает руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков. — Если внимательно посмотреть на предлагавшиеся ставки акцизов — 10% три года назад и 20% сейчас — то, понятно, что они не могут заставить граждан перейти на потребление соков, так как эти напитки значительно дороже лимонадов даже с учетом акцизов».
По оценке Первого независимого рейтингового агентства сладких напитков, в 2017 году было продано лимонада на 142,9 млрд. рублей против 164,6 млрд. в 2016 году. Рынок в кризисе, о чем говорит спад на 13% только за год. «Люди не готовы тратить на газировку еще больше – это далеко не самый важный продукт, — подчеркивает член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Анна Вовк. — После повышения акцизов и роста цен граждане будут вынуждены покупать меньше напитков, сохраняя расходы на прежнем уровне».
Вовк считает, что производителям придется поднять цены, чтобы покрыть издержки. «Перспектива – сокращение объёмов производства, сокращение прибыли и возможное сокращение зарплат сотрудникам заводов, производящих эти напитки», — говорит эксперт. По её мнению, если в 2017 году средняя цена бутылки газированной воды составляла 38,4 рубля. а двадцатипроцентный акциз может поднять её до 46 рублей - и это без учета инфляции и повышения НДС с 18% до 20%, ожидаемого с 1 января 2019 года.
Аналитик Сергей Лысаков подчеркивает, что из предложения Экспертного совета непонятно, какие именно напитки предлагается облагать акцизом. «Речь идет о газировке с содержанием сахара более 5 грамм на литр или более 8 грамм на литр? Если акциз затронет вообще все напитки, содержащие сахар, тогда резко расшириться линейка подакцизных товаров: за счет морсов, сокосодержащих и прочих напитков, где, как правило сахар присутствует в натуральном виде или добавлен для усиления вкуса. Законодательная база для определения группы товаров «сладкий газированный напиток» в России отсутствует».
Что же касается борьбы за ЗОЖ, то оценка вредности тех или иных товаров – очень сложный вопрос. Часто негативное влияние на организм оказывает не какой-то конкретный продукт, а его сочетание с другими. В то же время существует масса других продуктов, в которых содержание сахара очень значительно: шоколад, конфеты, варенье, джемы...
Логика введения подобных акцизов не очень понятна, говорит Лысаков. «Если говорить о здоровом питании, то есть масса других продуктов, которые как минимум не очень полезны для здоровья, включая продукцию фаст-фуда, чипсы, различные виды сухариков с тем или иным вкусом», — отметил он.
«В первую очередь, правительство преследует цель увеличения бюджетных поступлений, а забота о здоровье – второстепенна, — считает Анна Вовк. — Это даст государству порядка 28 млрд. рублей дополнительных доходов».
Людмила Александрова