Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Власти Петербурга решили законодательно урегулировать уличные концерты

Не стреляйте в пианиста

Во время чемпионата мира по футболу в Петербурге болельщиков из Марокко покорил трубач, который играл на Невском гимн их страны. В Сети до сих пор набирают просмотры записи с танцующими марокканцами и «зажигающим» от души пожилым мужчиной.

78-летний дядя Миша — профессиональный музыкант, который знает на память, кажется, тысячи песен (и гимны разных стран, не только Марокко). Его в городе любят и знают давно. На питерских улицах трубач выступает больше 30 лет. Но народная любовь, как и сам дядя Миша, скоро могут оказаться вне закона. Вместе с другими уличными музыкантами, которых в Петербурге очень и очень много, трубач может попасть под действие нового закона о регулировании культурно-массовых мероприятий.

 

Человек-оркестр Михаил Каретко.
 

Комитет по культуре городской администрации подготовил законопроект о согласовании всех культмассовых мероприятий в Санкт-Петербурге. Речь идет об уличных акциях, флешмобах и концертах. Звучит это как благое намерение: город должен быть в курсе, где и когда проходят концерты и мероприятия, чтобы, допустим, оповещать о них население. В комитете по культуре и ЗакСе отмечают, что сейчас уличная активность регулируются устаревшим законом времен Анатолия Собчака, который пора корректировать. Как сообщают в комитете, речь идет о подаче заявки на проведение мероприятий (сейчас уличные концерты происходят стихийно). Но вот незадача: при таком раскладе музыкант, выступающий на улице, должен будет согласовывать с чиновниками каждое выступление. Начинать бюрократическую волокиту ради того, чтобы пару часов на ветру петь и играть, никто, конечно, не хочет.

Столичный опыт

Корреспондент «МК» поинтересовалась у самих уличных музыкантов, готовы ли они к контролю со стороны властей и нужен ли он.

— Есть ведь очень простой вариант решения проблемы, — отвечает известный городской музыкант Саша Джемующий. — В Москве он уже работает. Там есть проект «Музыка в метро», благодаря которому можно зайти на сайт, пройти отбор (это не цензура, а именно отбор по качеству звучания) и на пару часов забронировать для себя специально отведенную площадку на какой-либо станции. Я понимаю, что в Петербурге не очень любят перенимать что-то московское, но здесь, мне кажется, тот случай, когда в столице придумали вариант, устраивающий всех: и музыкантов, и власти, и полицию, и слушателей.

— А как у нас в городе происходит взаимодействие с властью? От полиции бегаете?

— Раньше, когда еще была милиция, а не полиция, на определенных местах от тебя ждали, что ты дашь взятку. И это не обязательно «хлебные места» — от людей зависит. В метро и сейчас можно побегать от полиции, напороться на штраф. У станции «Горьковская», например, почти невозможно встать и играть: выгонят. Сейчас в основном так делают: просто просят уйти из-за жалоб местных жителей на шум.

— Почему уличные музыканты стали проблемой?

— В последние пару лет стало очень много музыкантов. Я не так давно прошелся по Невскому: на каждом углу играют, буквально встать некуда, — раньше такого не было. Думаю, это связано с развитием Интернета и соцсетей. Раньше бытовал стереотип, что уличный музыкант — это такой забулдыга, неприятного вида человек, который пьянствует. А чем больше людей снимают уличные концерты на телефоны, тем большая аудитория узнает, что на улице зачастую играют профессионалы, что это отдельный жанр. Я, например, люблю именно улицу, играю даже на морозе. Можно заработать, играя в кабаке, но это не то. В кабаке ты просто развлекаешь пьяных людей. А на улице очень тонкий контакт с аудиторией. Я играю, вижу, как люди идут, например, с работы, и слышат мою музыку, у них взгляд меняется, я вижу эти глаза и очень ценю именно эти моменты. Так или иначе, у многих, кто раньше сомневался, идти ли играть на улицу, барьер пропал. В итоге площадок на всех не хватает.

Действительно, качественно уличная музыка выросла на две головы — и это несмотря на петербургские дожди, способные навредить инструменту, а самого музыканта довести до пневмонии. Я спрашиваю знакомых о любимых уличных музыкантах, и мне присылают десятки записей «пианиста с Рубинштейна» (парень виртуозно играет на улице на профессиональном инструменте), «гитариста у Катькиного садика» (молодой человек, выдающий потрясающие соло на дорогущей гитаре Fender цвета морской волны)… Ценители классической музыки вспоминают выступления студентов-музыкантов в подземном переходе на Сенной площади.

— Я практически отказался от игры в метро, — продолжает Саша. — Раньше это все казалось романтикой: ну знаете, побегать от полиции, всякое такое… А сейчас мне хочется спокойно играть свои песни и быть, как бы это ни звучало, добропорядочным законопослушным гражданином, занимающимся своим делом. А меня автоматически ставят вне закона…

 

Александр Джемующий играет на улице даже в морозы.
 

 

«Закручивание гаек» в культурной столице

Действительно, не далее как весной 2018 года губернатор Полтавченко внес законопроект об увеличении штрафов за игру музыкантов в метро (предполагается, что за «создание помехи движению пассажиров» будут штрафовать на 3 тыс. рублей), а депутаты ЗакСа Денис Четырбок и Мария Щербакова предложили увеличить штрафы за «приставание к гражданам на территории Петербургского метрополитена в целях гадания» до 5 тыс. рублей. Навязчивые продажи в законопроекте также прописаны, что ставит вне закона так называемых аскеров — людей, которые просят у прохожих и пассажиров метро деньги, пока артист выступает. Несложно заметить, что петербургские законодательные инициативы, в отличие от московской идеи легализации концертов в метро, ведут к полной «зачистке» подземки от богемы.

И это, конечно, вызывает негодование горожан. После возмущенных комментариев петербуржцев о грядущем ограничении, которое многие восприняли как очередной запрет, придуманный властью, продвигать законопроект взялись парламентарии. Все тот же депутат Денис Четырбок, комментируя проект, ссылается на европейский опыт: там уличные музыканты получают лицензии и выступают официально.

«Я знаю, что в Европе музыкант может прийти, например, с утра, оплатить взнос в 20 евро и играть хоть весь день, — говорит Саша Джемующий. — Но в наших реалиях такие суммы — это грабеж, да и в нашем климате сложно играть целый день, для уличного музыканта три-четыре часа — это максимум». Музыкант признается, что сам играет в том числе и на холоде, отчего у него часто болят руки.

К слову, старожилы петербургской уличной сцены поведали «МК», что это не первая попытка городских властей «закрутить гайки» и официально получать какой-то процент с прибыли уличных музыкантов. Известный в городе «человек-оркестр» Михаил Каретко рассказывает, как его и коллег уже пытались обязать получать лицензии.

— Года четыре, если не ошибаюсь, назад в Смольном была создана комиссия для создания закона именно о лицензировании уличных музыкантов, — рассказывает Каретко. — Затрудняясь в вопросе о том, к какой именно категории трудящихся причислить музыкантов, решили, что они похожи на малые предприятия (не помню сейчас уже точную формулировку), и решили выдавать лицензии за 60 тысяч рублей в год. Но, похоже, поняли, что дело не выгорит, и проект тихо сгинул, к счастью. Я с чиновниками на эту тему не общался: судьбу уличных музыкантов они предпочитают решать без общения с музыкантами, в своем тихом кругу, чтоб меньше беспокойства…

— А как у вас сейчас происходит общение с властью — с полицией, например?

— С исполнительной властью (полицией) периодически общаемся, с законодательной — никогда: кто мы такие, чтобы до нас снисходить? Общение с полицией фактически всегда напрямую зависит от того, как расположен к уличным музыкантам начальник данного отдела полиции. Если положительно — проблем нет; если отрицательно — проблемы есть, и там никто не играет.

Отношение к идее комитета с разовыми разрешениями у Каретко тоже негативное: «Вводить бюрократическую волокиту в столь хрупкое дело, как музыкальное творчество, на мой взгляд, не только аморально, но и экономически невыгодно. Представители комитета по культуре получат дополнительную рабочую нагрузку, смысла же в таких разрешениях нет никакого. Следует добавить, что заместитель председателя комитета по культуре Болтин старается привлечь к своему замыслу представителей силовых ведомств — по-видимому, с тем, чтобы жестоко штрафовать музыкантов без выданного им разрешения, чтобы неповадно было. Выступления уличных музыкантов, в отличие от разовых рекламных или праздничных мероприятий, носят циклический, систематический характер, уличному музыканту необходимо часто играть, чтобы прокормить себя, и каждый раз согласовывать у чиновников свою игру — абсурд».

При этом Каретко уверен, что только ради денег никто не пойдет играть на улицу: «Это очень нелегкий хлеб, многие из моих знакомых имеют травмы от постоянной игры. Если не любишь это дело само по себе, ради денег нет смысла играть».

Сейчас ситуация находится в подвешенном состоянии: на очередном заседании петербургского парламента сформируют рабочую группу, которая будет подробно расписывать законопроект. Что город будет так или иначе регламентировать выступления уличных музыкантов, уже ясно. Решатся ли перенять опыт Москвы или же будут «торговаться» по поводу ценника за лицензию — вопрос открытый. Остается надеяться, что музыканты смогут заниматься любимым делом в любимом городе — и в рамках закона.

Автор: Анастасия Семенович

Источник

557


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95