Здравствуйте! Я каждый день езжу в московском метро и замечаю, что на эскалаторных спусках и на самих станциях одно время совсем не было рекламы, потом она потихоньку стала появляться, а теперь она везде, куда ни плюнь. Когда реклама идет по телевизору, достаточно одного щелчка, чтобы ее выключить, и все равно она раздражает. А в метро ее никак не уберешь! Действительно большое количество рекламы плохо влияет на психику или это у меня индивидуальная непереносимость?
Надежда С., Москва
Отвечает социальный психолог МГУ Алексей Рощин: «Многие москвичи выражали недовольство, когда реклама в метро исчезла. Им казалось, что без пестрых плакатов подземка стала какой-то серой — говорили даже, что ездить в метро стало страшнее. В то же время были и противоположные реакции: люди утверждали, что обилие рекламы угнетает. На самом деле это зависит от психотипа: для пограничных типов (интровертов) слишком много мельканий, слишком яркие краски и слишком интенсивное воздействие на восприятие чересчур тяжелы, поскольку эти люди больше погружены в себя и в свой внутренний мир. Рекламные призывы «купи-сходи-поешь», которые постоянно считывает их мозг, воспринимаются как агрессия. Интерактивная реклама, кстати, бесит их еще больше, поскольку требует ответной реакции. Но интровертам в большом городе в принципе трудно жить, а для экстравертов, наоборот, чем однообразнее окружающая среда, тем им становится тяжелее, потому что раздражителей недостаточно. Экстравертов больше, они легко «ныряют» во внешние информационные потоки и так же легко из них выходят. Вообще, когда мы находимся в тишине и темноте или в каком-то безликом сером пространстве, нас постепенно начинает клонить в сон: по-научному это состояние называется депривацией — на органы чувств не поступает стимуляции и они начинают «отключаться». Мозг начинает «засыпать». Но может появиться и чувство тревоги: а вдруг опасность подбирается незаметно? Но современный человек все-таки постепенно привык к большой информационной насыщенности окружающего пространства, так что в рекламе, по крайней мере для большинства, нет ничего плохого».
Наталья Стейнерт, Татьяна Антонова