Неделю назад, 12 ноября, умер Стэн Ли – идейный создатель огромной супергеройской вселенной MARVEL. Один американец сумел перевернуть представление всего мира о ницшеанском сверхчеловеке. Как? Просто создал такую вселенную, в которой сверхлюди сосуществуют с обычными. Причём визуально, общедоступно, массово – а это гораздо сильнее, чем философские абстракции или художественные литературы.
Нечего говорить о том, какой это бизнес – супергерои. Во всём мире комиксы, фильмы, мультики, видеоигры про них зарабатывают многие миллиарды долларов. Люди покупают и покупают, смотрят и смотрят, не устают и не устают. Суперлюди дерутся и дерутся, летают и летают, по-идиотски шутят и шутят... И конца этому сегодня пока не предвидится.
Но оставим деньги и перейдем к самой сути – идее супергероизма. Это не так просто, как может показаться: вселенная героев не просуществовала бы столько лет, если б не имела идеи, смысла, культурного кода. И такой, конечно же, был: и, конечно же, в колыбели западноевропейской культуры – Древней Греции.
Ведь что такое по сути «Илиада» и «Одиссея», если не супергеройская вселенная? Есть великие и ужасные боги Олимпа: они руководят. Есть обычные люди, жители полисов: они подчиняются. А есть герои: они способны прекословить. Они приближены к богам либо из-за родства с ними, либо из-за особенной доблести, и они способны на гибрис – неподчинение, сопротивление воли богов. За это их жестоко наказывают, однако самим фактом неповиновения они становятся сверхлюдьми: не ведущими, но и не ведомыми.
Ницше и последователи идеи «сверхчеловека» (в русской литературе их достаточно: Чернышевский, Достоевский, Некрасов и др.) оформили существующий архетип в индивидуалистском плане. Уже нет множества богов, нет как такового подчинения, однако человек, поборовший в себе человека, сам есть бог. Идея не нова, и нет ничего нового под солнцем. Даже под американским – и там появился свой ницще XX века: визуальный, раскрашенный, весь мир влюбивший в Человека-паука.
Есть великие и ужасные боги Олимпа: они руководят. Есть обычные люди, жители полисов: они подчиняются. А есть герои: они способны прекословить.
Я тоже влюбился в него лет в пять – и до сих пор не отпускает. Сколько было куплено фигурок, блокнотов; сколько часов потрачено на мультфильмы и киноленты; сколько карандашей сломано и листов изорвано в попытках нарисовать любимого героя... Что в пять лет, что в пятнадцать, что в двадцать. И в тридцать – то же будет. Почему? Потому что снимают хорошие фильмы, создают видеоигры? Отнюдь.
Не важно, кто создал героя: Гомер, Ницше, Стэн Ли. Важна сама идея героя: Ахиллеса, Заратустры, Человека-паука. И идея уже преломляется по-разному: в любой стране, на любом языке. Потому что архетип один, схема одна, идея – одна. Существуют только её эпигоны.
Ницше и последователи идеи «сверхчеловека» (в русской литературе их достаточно: Чернышевский, Достоевский, Некрасов и др.) оформили существующий архетип в индивидуалистском плане.
Каждому времени – свой герой. Давайте ещё раз для примера взглянем на Геракла и Железного человека – и пойдём искать своего.
Борис Поженин