Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Воспитание детей: как найти золотую середину?

Ежовые рукавицы или бесстрессовый метод?

Сегодня хотел затронуть щекотливый вопрос тактики в воспитании детей. Нет, я не психолог и не педагог, но право порассуждать на эту тему имею хотя бы на основании того факта, что меня тоже когда-то воспитывали.  И отпечаток этих методов – хороших и не очень – сегодня могут лицезреть окружающие. Дитё выросло и желает высказать свои благодарности и претензии вслух.

Родители

Меня воспитывали, как мне кажется, невероятно добрые родители. Мама наказывала меня, ставя в угол на короткое время, но это было только в очень раннем детстве. Никогда не шлёпала, хотя, как она призналась, когда я был подростком, пыталась телесно наказывать моего старшего брата. Как-то он сказал маме строго: «Только попробуй!» – и  она перестала.

Мне кажется, необходимость в наказании отпала просто потому, что я быстро усваивал уроки – кричать или прыгать с дивана – плохо, значит, не буду этого делать. Отчасти также я понимаю, что папа и мама любили меня и жалели. Я в результате вырос достаточно ответственным, однако при этом немного дерзковатым. И порой даже ощущал, что мне не хватало строгого наказания. Однажды я поссорился со своим старшим братом, так нагрубив ему, что он несколько лет не хотел со мной разговаривать. Также порой проскальзывали нотки неблагодарности к родителям, но теперь, когда об этом вспоминаю, мне становится больно.

Детский сад

В младенчестве меня (а это была вторая половина 1980-х – последние годы СССР), отдали в детский сад. Ежедневное пребывание в обществе чужих людей – воспитательниц и таких же малышей-ровесников – было, конечно, серьёзным стрессом. Там по отношению к нам строгости было больше.

Хотя слово «строгость» тут не совсем точное. Намного больше подходит «жестокость». Некоторые воспитательницы были вполне адекватными, одна - довольно суровой, а ещё одна – Гитлером в юбке.

О первой – Валентине Михайловне – я помню, как она пару раз меня отчитывала за то, в чём я не считал себя виновным. А о второй – Раисе Петровне – могу рассказывать долго и нудно, однако расскажу лишь главное. (Использую здесь реальные имена, да простится мне эта шалость).

Итак, Раиса Петровна поступала в согласии со своими понятиями и взглядами в духе «совка», считая себя вправе унижать детей, попирая все мыслимые права и чувство достоинства. Например, во время обеда она то и дело подгоняла нас, чтобы поскорее отправить на тихий час - очевидно, ей не терпелось от нас отдохнуть.

Однако не всем нравилась детсадовская еда или по каким-то причинам некоторые не могли есть её быстро. Тогда Раиса Петровна пускала в ход свои главные гестаповские методы: подходила близко, закатывала глаза и орала: «Ги-и-и-и!», - после чего стягивала с ребёнка колготы вместе с трусами. Казалось, слёзы и крики беззащитных детей были её хлебом.

Больше всего доставалось одной девочке по имени Юля, которая, кстати, была дочкой воспитательницы по физкультуре. Данный факт Раису Петровну нисколько не останавливал. Более того, мама знала об этих издевательствах и лишь мягко оправдывала действия дочери: «Человек тщательно пережёвывает пищу!».

Ещё одна история – как нас учили говорить слова вежливости. «Спасибо» после еды или «до свидания» перед уходом. Как правило, когда я говорил эти слова, Раиса Петровна была занята разговорами и потому ничего не слышала. Затем, как бы показывая свой контроль над ситуацией, она могла встрепенуться и сказать: «Жихарев! А ты «до свиданья» (или «спасибо») сказал?!» – и после этого продолжать точить лясы.

Однажды – кажется, тогда я был уже в старшей группе – я выучил новое слово. Раиса Петровна не вышла на работу, потому что, как мне сказали, «рассчиталась». Это было странное, забавное слово и в контексте ситуации – довольно приятное.

При воспоминаниях об этих методах «воспитания», у многих из нас, пострадавших, наверняка проскальзывало желание, чтобы где-то глубоко под землёй был огненный ад, где с Раисой Петровной проделывали бы то же самое. Однако сейчас я научился быть милосерднее к другим – и даже, думаю, что если бы примерно 75-летняя Раиса Петровна ещё была жива и я мог с ней повидаться, я бы с радостью вспомнил былое один на один, заглянув ей глубоко в глаза.

Но всё же многие уроки из детского сада я усвоил. Нельзя стоять на сквозняке, нужно держаться подальше от свежеокрашенной скамейки, Ленин «живее всех живых» (вероятно, потому что разбив графин, честно об этом рассказал) и… Да, чуть не забыл – что есть надо очень быстро. Правда, этот последний мой вывод конфликтовал с тем, чего ожидала мама.

Школа

Здесь мне было намного комфортнее, хотя и стресса хватало. У каких-то учителей я был любимчиком, от кого-то немного пострадал. Но в целом наибольшее чувство благодарности я испытываю не к тем педагогам, кто всё разрешал и ставил высокие оценки, а к тем, кто был в меру строг и требователен. Именно эти предметы – английский, украинский и чуть в меньшей степени русский – я усваивал наиболее чётко. Но были и учителя по не самым любимым предметам, которые пользовались заслуженным уважением, так как делали свою работу на отлично.

И всё же в школе случалось применение насилия – учителя могли себе позволить не только накричать, но и стукнуть кому-то линейкой по голове. Если честно, не заметил, чтобы это оказывало какой-то положительный эффект.

Альтернатива «ежовым рукавицам»

А что же «бесстрессовый метод»? Когда его пытались применять в наших условиях, то, кажется, не поняли главное. Это не должна была быть вседозволенность! Рамки и ограничения в рамках метода, как его применяют, например, в Швеции, обязательно нужны. Запрещено лишь грубое физическое насилие. Внедряя такой подход, родителей поощряли применять «золотое правило» из христианства, то есть поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Ребёнок имеет право на диалог, на объяснение тех или иных запретов.

Однако суть не в том, чтобы никогда ни за что не наказывать. Равно как и не в том, чтобы всё запрещать и ругать за каждую шалость. Уверен, что детям нужно давать уравновешенное, гармоничное воспитание, учить нормам добра и зла, делая всё это в атмосфере любви.  Быть чутким к их потребностям и чувствам, но твёрдым, если необходимо зафиксировать в их уме важный урок. В идеале – стать для них другом.

Кирилл Жихарев

183


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95