Сейчас наступило время, которое можно назвать словами «после бурь». Политических бурь, нравственных ураганов, идейных штормов выпало на нашу долю немало. Никто не сможет сказать, что все улеглось и наступил период штиля и покоя. Неизвестно, что нас ждет завтра. Но если попытаться сформулировать в одной фразе, каким же должно быть воспитание после бурь, какие уроки нужно извлечь из грозных событий последнего времени, то можно сказать: воспитание после бурь должно быть таким, чтобы злобные бури гнева не проносились больше над многострадальной нашей страной.
Все знают, что семья — ячейка общества. Гораздо реже говорят о том, что такая же важная ячейка гражданского общества — школьный класс. В семье рождается человек, в классе — гражданин. В каждом школьном классе сталкиваются все противоречия, какие только раздирают общество. В классе есть:
— богатые и бедные;
— принимаемые и непринятые;
— отличники и двоечники;
— верующие и неверующие;
— правые и левые;
— умные и глупые;
— развитые и неразвитые;
— активные и пассивные;
— трудолюбивые и ленивые;
— русские и нерусские, а если школа татарская, то татары и нетатары.
Мы должны учить детей жить среди этих противоречий.
Не приводить всех детей к единственно правильному мировоззрению, какое бы оно ни было, не устранять противоречия, не делать всех левыми или правыми, а учить детей, что каждый человек имеет право думать то, что он думает, быть таким, какой он есть, — все-таки мир должен побеждать в школьном классе, в обществе, в государстве.
Часто говорят о воспитании для свободы и ради свободы. Это хорошая цель, но есть цель не менее важная и высокая: воспитание для мира между людьми.
Не только между народами, но и между людьми.
Воспитание после бурь — это воспитание для мирной жизни среди всех противоречий.
До тех пор, пока не берут в руки оружие, пока не призывают к оружию, пока кулаки не сжимаются от ярости, до этой границы каждый имеет право думать то, что он думает, и должен быть выслушан.
Дети, как и все люди, кричат оттого, что их не слышат или не понимают.
Дадим всем детям возможность быть выслушанными. Не будем бояться опасных речей. Пытаясь во что бы то ни стало переубедить и заклеймить человека с противоположными взглядами, мы становимся опаснее, чем самые опасные взгляды.
Оголтелость, готовность пойти на все ради утверждения своих взглядов, фанатизм даже в самых малых дозах — вот что губит мир и уносит покой.
В нашем школьном классе не должно быть оголтелости. Это первая задача всякого воспитания.
Главной ценностью наших детей должна быть не победа, а мир. Они должны чувствовать, что тот, кто стремится к победе в идейной борьбе, — дурной человек, а не пример для подражания. Победа — хорошее дело, чувство победы — опьяняющее чувство. Но есть более высокие ценности: человеческая жизнь, мир, безопасность.
Все люди стремятся к порядку. Учителю нужна дисциплина в классе. И только порядок в школе создает атмосферу свободы, ненасилия, безопасности. Но порядка можно добиться двумя противоположными способами: насильственным и демократическим.
Неправда, что демократия, свобода неминуемо ведут к хаосу, к своеволию, к неуправляемости детей.
Просто мы до сих пор знали лишь один способ установления порядка: окрик, наказание, насилие.
Порядок, установленный насильственно, прост и почти всегда дает видимые результаты. Насилие над ребенком — старинное педагогическое средство. Мы воспринимаем его с детства, а многие даже боятся жизни без насилия.
Демократия, то есть ненасильственным путем устанавливаемый порядок, гораздо сложнее, чем авторитаризм. Правила поведения в демократической школе запутанны и противоречивы, детям не всегда понятно, что можно, а чего нельзя. Где свобода, а где обыкновенная распущенность.
Но мир нельзя установить насильственным путем. Порядок-насилие неминуемо загоняет все противоречия внутрь и не утишает страсти, а пробуждает их.
...Мы должны вместе учиться тому, что по праву можно назвать порядок-демократия. Порядок-демократия держится на многих тонких отношениях, процедурах, традициях. Порядок-демократия (в отличие от порядка-насилия) имеет целью душевное благополучие ребенка, а не школы как учреждения. Если нам действительно дорог каждый ребенок со всеми его сложностями, то в школе будет порядок — такой, при котором детям будет легко идти на уроки.
Вот запрещенные фразы для учителя:
«Я его не выношу!»
«Я не терплю, когда...»
Чтобы воспитывать детей, всегда, во все времена, а теперь тем более, учитель должен учиться терпимости.
Ведь в конечном счете откуда берется оголтелость и нетерпимость в душах детей?
От родителей, от учителей, от директора.
Еще, конечно, и экран телевизора добавляет свое.
Воспитание ради мира...
Повторимся, нет сейчас более грозной опасности, чем опасность нетерпимости, оголтелости, отстаивания каких-то идей до конца.
Попробуйте принять идею мира и примирения между несогласными людьми. Это благородная идея, хотя ее и нелегко воплотить, как и все благородные идеи.
И особенно трудно воплотить идею мира в школьном классе, потому что дети только вступают в социальную жизнь. И хотя они с детсадовского возраста учатся не только ссориться, но и мириться, все же противоречия между ними бывают порой так сильны, что школьный класс, кажется, вот-вот взорвется от накала детских страстей.
Именно в школьном классе впервые проявляются противоречия между богатыми детьми и бедными. Они всегда были, но прикрывались лицемерием одинаковой школьной формы. Теперь стало ясно, что никуда от этого не денешься. Есть и будут богатые, есть и будут бедные. Как им жить вместе?
Мы не научились об этом думать. Учитель физкультуры приказывает всем прийти в одинаковой форме, не думая о том, что не всем родителям это по карману. Директор школы с гордостью отправляет делегацию в Англию, собирая с родителей бешеные суммы. Может быть, путешествие в Англию стоит отложить до тех пор, пока дети вырастут и сами заработают?
Некоторые школы, желая привлечь деньги, создают для своих учеников сверхроскошные условия. Что за нелепость? Именно богатых-то детей во всем мире стараются воспитывать скромно. Это совершенно новая забота для наших воспитателей — как воспитать уважение к богатству и как воспитать уважение к бедности. Наверно, тут хорошим помощником учителю будут старинные книжки начала XX века. У нас же совсем забыта культура обращения со словами «богатый» и «бедный». Ее необходимо восстанавливать.
Дети очень высоко ценят подростковую дружбу. В их представлении все школьные классы делятся на дружные и недружные. Но как поддержать дружбу в классе? Чем объединить детей, чтобы они не чувствовали ни социальных, ни национальных различий? Над этим тоже придется думать.
А вот еще одна область раздоров и унижений — отличники и двоечники. Мы не всегда представляем себе, что двоечник не просто получает плохие отметки — у него свое особое отношение к учению, к учителям, к школе. Он чувствует себя изгоем, презираемым существом. Это большой порок нашей школы, для которой успеваемость — единственная ценность. Как сделать, чтобы отстающий, неспособный или просто ленивый все-таки чувствовал себя в школе хорошо?
...Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.