Как создать сплоченную команду профессионалов, мотивировать своих сотрудников и помогать им расти? Почему менять профессию не страшно даже в 40 лет и какие навыки надо прокачать, чтобы успешно конкурировать с искусственным интеллектом? Автор подкаста «Будет сделано!» Никита Маклахов поговорил с экспертом индустрии коммуникаций и CEO T&P Надей Маковой.
Работа и отдых
Никита Маклахов: Ты недавно вернулась из Рима. Но у тебя 150 проектов в секунду — как удается выдернуть себя хотя бы на пару дней?
Надежда Макова: У меня грамотная подготовка. Первое, что я делаю, — сильно нагнетаю обстановку внутри команды, говорю, что буду вообще без связи. Второй шаг — надо по максимуму проанализировать список дел, побольше успеть до поездки, понять, что все-таки нужно будет сделать, находясь в отпуске, и запланировать на это время. Третье — это искренняя вера в то, что тебе и твоему проекту отдых пойдет на пользу. Любая спонтанность прекрасна, если хорошо спланирована.
Никита Маклахов: А у тебя нет ощущения, что работа вытеснила все остальное в жизни?
Надежда Макова: Как органично вписать работу в свою жизнь? Сделать так, чтобы они не разделялись. Мои проекты и жизнь сильно связаны. Успехи на работе заряжают меня энергией, которой я делюсь со своими близкими и друзьями. И наоборот: гордость, которую за мои проекты испытывают мои близкие, подпитывает меня и помогает с еще большей энергией заниматься работой.
Команда
Никита Маклахов: Как у тебя получается собирать большую сплоченную команду?
Надежда Макова: Это большой вопрос и для меня самой. Мне удается собрать вокруг людей, которые также верят в то, что мы делаем нечто важное и полезное, и которых это также драйвит. Как этого добиться? Нужно давать людям ощущение, что то, что они делают каждый день или пять дней в неделю, приводит к какому-то результату, влияет на что-то. Это история про признание вклада.
Никита Маклахов: Судя по всему, люди частенько работают не только пять дней в неделю?
Надежда Макова: Да, бывает побольше. Я вообще не понимаю этой системы с четырех-пяти-шестидневной рабочей неделей. Не верю, что так можно делать, особенно в современном, стремительно меняющемся мире с высокой конкуренцией, когда коммуникация должна происходить 24/7, когда есть кроссплатформенность и соцсети. Не может быть такого, что ты работаешь с девяти до шести, а потом просто выключаешь мозг.
Никита Маклахов: Что ты делаешь, чтобы люди вокруг тебя не выгорали?
Надежда Макова: Нужно прислушиваться, что им интересно, что их драйвит в профессиональном смысле, и стараться предлагать им проекты, которые, может быть, и не относятся к их прямым обязанностям, но которые вызовут у них дополнительный интерес. Например, если человек занимается администрированием, ведет документооборот, но ему интересно заниматься событийным маркетингом, то можно ему предложить координировать проект по нескольким конференциям. Или, например, попросить контент-менеджера не просто писать подводки в соцсетях, а взять интервью у некоего лидера мнения. И человек загорится.
Никита Маклахов: Кто должен этим заниматься в рамках компании?
Надежда Макова: Руководитель команды, конечно. Я считаю, что как только у тебя появляется команда, то 80% своего времени ты должен тратить на нее, на то, чтобы ее мотивировать, объединять и развивать. Это прямая обязанность любого руководителя. Если это делать, то бизнес-результат будет намного выше.
Lifelong learning
Никита Маклахов: Почему ты считаешь, что люди, безостановочно гребущие на огромной скорости, преуспеют в жизни лучше, чем те, кто выстраивает размеренный ритм жизни?
Надежда Макова: Здесь нет противопоставления. Кто-то может прочитать за неделю семь книжек по верхам, а кто-то — только одну, но найти в ней для себя идеи, которые перевернут его сознание. Это вопрос не количества, а качества, того, насколько ты сам считаешь, что постоянное развитие необходимо. Я считаю, что если человек ничего не изменит в своей рутине, то скоро поймет, что на работе он больше не нужен — потому что повторяющиеся действия, которые составляли его работу, уже автоматизированы и программы делают их намного быстрее, качественнее и дешевле. Задача наших проектов — сделать так, чтобы как можно больше людей поняли, что нужно что-то менять в жизни прямо сейчас, потому что мир меняется супербыстро. И это не нагнетание обстановки, а то, что реально происходит здесь и сейчас.
Никита Маклахов: Есть ли у тебя какой-то топ навыков, которые пригодятся всем в ближайшем будущем?
Надежда Макова: Да, они связаны как раз с происходящей технологической революцией и цифровой экономикой. Наибольшую ценность будут иметь люди с максимально прокачанными личностными навыками, так называемыми heart skills, — это эмоциональный интеллект, эмпатия, умение слышать, работать в команде, уважать чужое мнение и вести конструктивный диалог. Все эти навыки связаны с качественной коммуникацией между людьми. Роботы всегда будут выполнять работу лучше, чем человек. А выиграют те люди, которые смогут договариваться друг с другом и вести коммуникацию по управлению этими машинами.
Никита Маклахов: Как поразить HR в самое сердце своими heart skills?
Надежда Макова: Не казаться, а быть. Один серьезный человек сказал, что на питчингах, когда у людей есть порядка трех минут на представление проекта, он понимает, кому даст деньги, уже пока ребята только поднимаются на сцену. Люди, профессионально занимающиеся рекрутментом, или руководители, которые уже много лет у руля, видят фейк, это их работа.
Никита Маклахов: Каким должно быть идеальное образование для взрослых?
Надежда Макова: Вовлекающим, мотивирующим и практико-ориентированным. Оно должно давать четкое ощущение, что то, чему человек обучается, реально ему нужно. Сложно замотивировать взрослого человека, состоявшегося специалиста. Один из эффективных способов это сделать — превратить слушателя в активного участника процесса, вовлечь его и дать ему практическую пользу.
Никита Маклахов: Институт высшего образования еще жизнеспособен, или лучше обучаться сразу в полях и на специальных курсах?
Надежда Макова: Высшее образование — это необходимость, фундамент. Но его нельзя воспринимать как единственное, оно не гарантирует, что ты всю жизнь будешь востребованным специалистом. Скорее всего, все будут уходить в систему Minerva Schools, которая мне очень импонирует и которую многие мировые эксперты называют новым Гарвардом. Minerva Schools — это университет, где обучение проходит онлайн, но все студенты находятся в кампусе, и обязательная часть образовательного процесса — обсуждение в группах, совместная работа над проектами и постоянные выездные модули в разных странах. Это как раз тот самый микс из фундаментальной и практической частей. Это университет будущего.
Вторая карьера
Никита Маклахов: Как часто следует задумываться о смене профессии?
Надежда Макова: Настолько часто, насколько тебе это требуется внутренне. Универсального рецепта нет, все индивидуально. Главное — не бояться и уйти от шаблонов вроде «Мне уже 40, куда мне что-то менять?». Все эти барьеры — в голове. Есть конкретные примеры, как люди во взрослом возрасте круто меняли свою жизнь. Кто-то в 45 лет ушел из успешной карьеры и стал помощником event-менеджера, потому что на самом деле всю жизнь мечтал заниматься организацией мероприятий. Кто-то отучился шесть или восемь лет в лучшем медицинском университете, а потом решил стать пиарщиком.
Никита Маклахов: А что делать человеку, который отработал большую часть жизни в государственном аппарате или был военным и его карьера закончилась?
Надежда Макова: Я предложила бы ему посетить открытые мастер-классы и лекции, связанные с трендами в развитии разных индустрий, и пройти профориентационные тесты. Если человек претендует на серьезную позицию, стоит взять несколько частных консультаций у хороших рекрутеров. Но начать надо с того, чтобы не бояться и поверить, что в любом возрасте и социальном статусе есть шанс начать новую профессиональную жизнь.
Никита Маклахов: Какие из страхов по поводу смены работы надуманны, а какие реальны?
Надежда Макова: Все страхи обоснованны, но все их можно побороть. Страх перед уже сложившимся коллективом можно преодолеть простыми коммуникативными навыками — открытостью к людям, доверием. Чтобы избавиться от страха неудачи («Я недостаточно хорош для этой позиции, я не справлюсь»), нужно задавать как можно больше вопросов своему будущему руководителю, не боясь показаться некомпетентным. Чтобы побороть страх начинать с начала — не смотреть назад вообще. Большинство людей думают, как из точки А перейти в точку Б. Нужно поменять подход: представить точку Б как константу и планировать свою жизнь и развивать навыки так, чтобы любыми способами туда добраться.
Никита Маклахов