Счастью учатся в детстве.
Стремлением к счастью
на всю жизнь заражаются
и заряжаются в детстве.Симон Соловейчик
Ксения Драгунская во вступительной статье к «Денискиным рассказам» под названием «Про папу моего» на вопрос читателей, как же это удалось взрослому человеку проникнуть в душу ребёнка, дала простой и правильный, на мой взгляд, ответ:
А очень просто – папа так всю жизнь и оставался маленьким мальчиком. Точно! Человек вообще не успевает повзрослеть – жизнь слишком короткая. Человек успевает только научиться есть, не пачкаясь, ходить, не падая, что-то там делать, курить, врать, стрелять из автомата, или наоборот – лечить, учить….
Симон Соловейчик вторит этой мудрой мысли и пишет в книге «Педагогика для всех» о том, что, наблюдая за детьми, можно многое понять из жизни взрослых. В справедливости этого высказывания я убеждаюсь изо дня в день.
Взрослые любят то же, что любят дети. Например, мороженое и сладкое, музыку и маму, животных и природу. Любят путешествовать, танцевать, петь, шутить, веселиться, мечтать, восторгаться прекрасным, кататься на велосипеде и ходить в походы.
Дети любят дразниться, но не любят, когда их дразнят. То же и с хвастовством, и с превозношением себя над другими. Любят быть свободными, сильными, ловкими, умными и не любят быть закрепощенными, незнающими и неумелыми.
Можно возразить, что дети зависимы от взрослых. А разве в обществе нет зависимых взрослых? И низких ростом, и слабых, и глупых, и невеж? Дети часто используют слёзы для манипуляции. Но кто из взрослых не манипулировал? Дети подражают большим, но разве вы не встречались с подражанием и в их среде?
Ни взрослые, ни дети (за редким исключением) не любят ссориться, конфликтовать, испытывать злость, зависть, обиду, огорчение и разочарование. И в то же время дети способны в не меньшей степени, чем взрослые, проявлять великодушие, сострадание, сопереживание. Они умеют прощать, понимать, делиться, рассуждать, учиться, трудиться, творить, проявлять волю и упорство, испытывать чувство вины за проступок и чувство стыда за проявленную слабость.
Всё это присуще детям в равной мере со взрослыми. Разница между маленькими и большими только в том, что у первых нет жизненного опыта, помноженного на десятки лет.
На днях Катя призналась мне, что не любит мальчиков. И разве мы не можем себе представить женщину, говорящую, что не любит мужчин? Я начала выяснять у дочки, почему она не любит мальчиков. Та ответила, потому что Петя её все время обижает. Что же получается? И девочка, и женщина делают одинаковое обобщение, исходя из своего личного опыта.
Дети не хуже взрослых улавливают тончайшие движения души другого человека. Частенько это происходит даже без слов. Пете, например, достаточно взглянуть на меня, чтобы понять огорчена я или озабочена чем-то. Для детей мама, как для зрителей клоун, о котором даже со спины понятно, о чем он думает. Мои «несмышлёныши» проявляют в такие минуты чуткость, на которую порой не каждый большой способен – они пытаются чем-нибудь помочь или утешить по-своему, по-детски. Согласитесь - такое стремление уже говорит о многом.
Конечно, мне повезло, что маленьких трое. Опираясь на собственный опыт, полностью разделяю мнение Симона Соловейчика о том, что «чем меньше детей - тем труднее, а не легче работа воспитания».
В коллективе легче донести воспитательную мысль.
Вот конкретный пример. Вчера выпало необычно много для апреля снега. Готовясь к прогулке, Петя тут же придумал красить снег, как мы уже делали не раз этой зимой. Приготовили бутылки с синей, оранжевой, зелёной и черной водой. Поливая из них на детской площадке всё, что попадется под руку, мои дети произвели фурор в детском сообществе.
Поначалу все наблюдали за необычными действиями Пети, Кати и Вари, затем кто-то стал просить свою маму сделать такие же бутылки с водой, а кто, посмелее, попросил их у нас. Я отдала одному малышу нашу четвёртую бутылку. Он очень обрадовался и тут же принялся вместе с нами переделывать белый, скучный мир в весёлый, разноцветный.
Уже дома вечером Катя, как бы невзначай, спросила меня, а почему мы отдали мальчику нашу бутылку? По её тону я поняла, что ей было жалко бутылки. Тогда я решила удостовериться:
— А ты бы не поделилась с малышом лишней бутылкой?
— Нет.
— Катенька, ты же видела, как мальчик обрадовался, когда получил эту бутылку. С каким удовольствием он красил снег водой из бутылки. Получается - мы подарили ему не просто бутылку с подкрашенной водой - мы подарили ему радость! Верно?
Дочка подумала. Я заметила в её взгляде что-то неуловимое, словно он прояснился. И Катя ответила уже радостным тоном:
— Да!
Коллектив тоже воспитывает. Являясь его частью, невольно учишься понимать людей, которые рядом.
Старший сын, как подросток, немного выпадает из этой системы: взрослые-дети. По мнению В. А. Сухомлинского у подростков видение мира – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое. Однажды мой пятнадцатилетний Егор открыл мне глаза на саму себя. Он подметил, что я трачу много энергии при общении и от этого быстро устаю. Я была потрясена, и с тех пор стараюсь наблюдать не только за детьми, но и за собой.
В своей книге «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский характеризует подростка следующим образом:
Подросток видит то, чего ещё не видит ребёнок; он же видит то, что часто не видит, вернее, не замечает взрослый, потому что многие вещи становятся для него более чем привычными.
Трудность воспитания в подростковом возрасте, по мнению автора, состоит как раз в том, что ребёнка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя как частицу коллектива, общества, народа.
Какому же счастью я должна научить своих детей? В этом вопросе выдающиеся педагоги – В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Януш Корчак, Симон Соловейчик единодушны. В маминых силах выстроить в семье такие взаимоотношения, «сутью и содержанием которых является отдача духовных сил, творение счастья одним человеком для другого, тревога одного человека за судьбу другого, постижение умом и особенно сердцем наивысшей человеческой радости – радости того, что я даю счастье другому человеку».
Симон Соловейчик соединил со словом «счастье» ещё два — «правда» и «долг».
Он считал, что счастье прочно лишь на основе долга и правды. Исполнение долга всегда приносит человеку удовлетворение, а исполнение высокого, трудного долга — счастье.
Когда человек делает все возможное для правды, то есть исполняет свой долг перед нею, он и чувствует себя счастливым. Долг человека не в простом исполнении должного, а в напряжении всех сил для должного; долг человека — выкладываться. Оттого природа и награждает нас счастьем за исполнение долга — она премирует за старание, за то, что не жалели себя, действовали на пределе возможного.
«Все люди – дети». Так пусть же все дети будут счастливыми, «живя в сознании правды и долга перед нею»!
Мария Кулыванова