Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Медиация в семейных конфликтах

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

«Начните доверять себе,
и вы сразу поймете, как надо жить».

Иоганн Гёте

28 марта стартовала очередная неделя родительской компетентности. На этот раз она была посвящена психологической поддержке – как помочь себе сегодня.

 

Трансляции проходили в телеграмм-канале, где можно одновременно и смотреть видео и писать вопросы. В первый же день от практикующих психологов я получила множество полезных советов, касающихся того, как справляться с интенсивными эмоциями - тревогой, гневом, подавленностью; и даже приобрела основные навыки помощи себе и близким при возникновении таких реакций.

Особенно меня заинтересовала тема медиации в семейных конфликтах, поскольку за плечами имеется некоторый опыт улаживания ссор между детьми.

Системная семейная медиация – это способ урегулирования конфликтов между представителями нуклеарной (муж, жена и дети) или расширенной (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сёстры) семьи на взаимоприемлемых условиях при участии независимого посредника - медиатора.

По определению медиатор – это нейтральная сторона, организующая коммуникацию спорных сторон на основе четырех принципов: непредвзятости, добровольности, конфиденциальности и доверительности.

В нашей стране медиаторы должны получать специальное образование. Это, как правило, подразумевает переподготовку или базовое образование по медиации.

На самом деле медиатором может стать человек, который способен урегулировать конфликты, ведь для того, чтобы помочь людям договориться, не обязательно получать специального образования.

Непрофессиональному медиатору достаточно соблюдать Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Требований в нём не так много: достижение восемнадцатилетнего возраста, дееспособность, отсутствие судимости. Медиативные и конфликтологические компетенции могут опираться на жизненный опыт, личностные качества и навыки общения, обеспечивающие способность управлять коммуникацией спорных сторон.

В современной семье конфликты могут возникнуть, например, из-за разных убеждений и мнений по поводу событий в стране и мире. Бывают конфликты, связанные с личными границами каждого члена семьи при удалённой занятости родителей и онлайн обучении детей; с семьей и финансами; с ролями и функциями в семье; с имущественными спорами и порядком общения с детьми или проживания детей; с интернетом, досугом, учёбой.

По наблюдениям психологов сильное напряжение возникло в семьях во время пандемии, когда родители работали на «удалёнке», и дети тоже учились удаленно. Чтобы не было споров, кто и когда будет пользоваться компьютером, ноутбуком, гаджетами; кто и когда будет отдыхать (возможность побыть одному), необходимо сформулировать новые правила проживания.

Психологи советуют утвердить специальный график на определенный период времени (на месяц, два, три). Когда время согласовано, то тогда, возможно, и конфликт будет исчерпан.

Важно в такой ситуации уважать личные границы как взрослых, так и детей.

Само выяснение предмета недовольства бывает порой хорошим способом выйти из конфликта. Обсудите друг с другом такой вопрос:

А чем именно ты недоволен?

И пусть каждый из членов семьи выскажется, чем он недоволен. Это может быть одно и то же, а может и нет.

Для медиации определяются основные компоненты спора: стороны, предмет и возможность разрешения (медиабильность).

Медиация привлекательна тем, что помогает урегулировать конфликт на взаимовыгодных договоренностях.

Для этого нужно разговаривать друг с другом и уметь договариваться!

Но как же это бывает сложно достигнуть в многодетных семьях! От мамы требуется не только владение медиативным подходом, но и определенная степень, не побоюсь этого слова, креативности.

Вот пример произошедшего недавно конфликта между моими трёхгодовалыми дочками-двойняшками, в который я посчитала нужным вмешаться. Первым делом спросила у своих маленьких медиантов:

По поводу чего вы спорите?

 Предметом громкой «делёжки» оказался мягкий кубик с картинками. Следующий мой вопрос был:

Какие у вас предложения?

– Разрезать пополам! – тут же вмешался Петя с провокационным шутливым предложением.

– Найти ещё один кубик! – серьёзно ответила Варя, которая забрала его у Кати и не отдавала обратно, потому что считала, что это был её кубик изначально.

 Расстроенная Катя до этого ревела, а теперь, надув губы, упорно молчала.

Дело за малым – помочь детям договориться между собой, чтобы все остались довольны.

Мне понравилась идея Вари, поэтому я решила ею воспользоваться. Нашла под Петиной кроватью второй мягкий кубик и предложила его Кате. На что дочка ультимативным тоном заявила:

Не хочу другой кубик!

Тогда я по наитию начала рассматривать картинки на этом кубике и комментировать их:

Вот жираф так-о-о-о-го роста! Вот бегемот разинул рот! Собачка лает, в дом не пускает! А вот толстощёкий хомяк(!), которого Петя просил вчера купить. Помните? Катя ещё хорошо пошутила, что хомяку нужен горшок. И все засмеялись.

В этот момент Катины голубые глазки загорелись, она улыбнулась и с интересом взяла кубик.

То, что хомяк оказался изображенным на этом кубике, было совершенной случайностью, которую я экспромтом связала со вчерашним событием и удачной Катиной шуткой. Сама того не подозревая, для улаживания спора между детьми применила медиацию, и теперь смело могу назвать себя мамой-медиатором!

Всем «детным» родителям очень рекомендую принимать участие в неделях родительской компетентности. Полученные здесь знания и навыки – «волшебная палочка» на все случаи жизни!

По сути, это и есть та самая родительская школа, без которой педагог В.А. Сухомлинский не мыслил полноценного воспитания детей.

Мария Кулыванова

307


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95