«Совершенству нет предела!» — восклицаем мы, пытаясь что-либо улучшить, отшлифовать, облагородить. В нашем веке нельзя топтаться на месте, нужно совершенствовать знания, устранять конкурентов, становиться идеальными супругами, родителями, детьми и сотрудниками.
Откуда такое рвение? И чем может быть опасно желание всегда и во всем быть лучшим? Анализ феномена, истории из жизни, рекомендации специалистов.
Быстрее! Выше! Сильнее!
Ярче всего желание стать лучшим проявляется в спорте. Тот, кто следует олимпийскому девизу, выбивается в лидеры, получает высокое звание, к которому прилагаются слава, признание, денежное вознаграждение и многочисленные почитатели таланта и силы воли чемпиона. Но порой даже те, кто волею судеб не вовлечен в спортивные баталии, ставят себе целью стать сначала просто хорошими, затем лучше
Понятие, обозначающее постоянную тягу к
Две стороны одной медали
Не нужно путать здоровую мотивацию и упорство с болезненным навязчивым состоянием. Психолог Дональд Хамачек (Donald Hamachek) говорит о двух видах перфекционизма. Первый он называет нормальным: он обнаруживает лидерские качества, высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели. При этом человек здраво оценивает свои возможности и реальные способности.
Второй вид перфекционизма психолог называет невротическим. Перфекционист-невротик для того, чтобы показать, что он заслуживает любви и всеобщего уважения, берет в качестве ориентира некий эталон, который не соответствует его потенциалу. В итоге погоня за идеалом превращается в самоистязание:
— разочарование от неудачи ведет к депрессии, снижению самооценки («я неудачник, я недостоин успеха»);
— нездоровая самокритика, чувство вины не дают радоваться достижениям, человек постоянно недоволен собой;
— максимализм, принцип «все или ничего» заставляет отказываться от многих дел. Страх неудачи вынуждает избегать ситуаций, где могут проявиться несовершенства;
— чрезмерная скрупулезность, мелочность, внимание к деталям отнимают много времени;
— работа, спутник жизни, которые не вписываются в выдуманные стандарты, попадают в раздел «недостойных» — у человека не складывается карьера, рушится личная жизнь.
Синдром отличника
Психологи утверждают: истоки невротического перфекционизма лежат в детстве, а точнее, в неправильном соотношении «действие — похвала».
Если ребенок понимает, что хорошие оценки в школе — основной путь к поощрению со стороны родителей, он начинает усердно учиться, чтобы снова и снова «быть хорошим». Постепенно на первый план выходит не само действие и удовольствие, от него получаемое, а похвала и признание взрослых. Вырастая, такой ребенок может остро нуждаться в положительной оценке окружающих, буквально из кожи вон лезть, чтобы все сделать идеально и всем угодить.
С другой стороны, если ребенок в детстве недооценен, во взрослой жизни он будет постоянно пытаться компенсировать эту нехватку внимания и любви, доказывая окружающим, что он способен добиться еще большего успеха.
Таким образом, детский опыт может оставить серьезный отпечаток на любой стороне жизни и создать ощутимые проблемы.
Проблема № 1 «И швец и жнец…» (об идеальной работе)
Андрей, менеджер торговой компании: «Когда к нам пришел Игорь, новый финансовый менеджер, мы очень обрадовались: молодой энергичный специалист должен был решить все финансовые проблемы фирмы. За дело он взялся и правда активно, работу свою выполнял безукоризненно, засиживался допоздна, потом стал настойчиво интересоваться работой других отделов, настаивать на том, чтобы и они оставались сверх нормы трудиться на благо фирмы. О своих предложениях по улучшению работы всех отделов компании и ошибках того или иного сотрудника исправно докладывал руководству. Многочисленные жалобы членов коллектива убедили директора избавиться от столь идеального менеджера».
Проблема № 2 «Леди Совершенство» (об идеальном быте)
Ирина, 29 лет: «Мне всегда казалось, что я должна стать безупречной женой, такой женщиной из рекламы, умной и красивой, которая стирает, убирает, у нее ни пылинки, ни соринки, муж и дети сыты и довольны. Когда я вышла замуж, начала претворять эту картину в жизнь. Я ужасно уставала, мне это было не в радость, я чувствовала, что делаю это будто по принуждению, но говорила себе: надо! Однажды во время очередной генеральной уборки вдруг расплакалась. Мы поговорили с мужем, и оказалось, что… ему всего этого не нужно!»
Проблема № 3 «Любовь, похожая на сон» (об идеальных отношениях)
Юрий, 20 год: «Я всегда мечтал об идеальной любви, но я прекрасно понимаю, что должен соответствовать той девушке, которую встречу. Я не могу чувствовать себя уверенно с девушкой, если у меня нет стабильной работы, я не очень образован. Пока я избегаю общения с девушками, потому что понимаю, что не могу им понравиться».
Проблема № 4 «Девушка с обложки» (об идеальной внешности)
Катя, 18 лет, очень привлекательная девушка, но ее преследует мания сделать себя красивее. Когда ей показалось, что у нее лишний вес, она перестала есть. Свой натуральный блонд она делает светлее и светлее, брови становятся тоньше, загар — темнее. В планах — увеличение груди. На вопрос, зачем все это нужно красивой от природы девушке, Оля отвечает: «Я хочу быть блондинкой с обложки журнала, чтоб мужчины смотрели на меня и сворачивали шеи».
Что делать?
Когнитивные психологи Мартин Энтони (Martin Antony) и Ричард Суинсон (Richard Swinson) посвятили целую книгу борьбе с перфекционизмом. В ней они приводят две основные стратегии.
1. Составить объективное представление о себе и о проблеме. Надо расспросить окружающих о своем поведении и быть готовым услышать правду.
Психологи советуют вести дневник с подробным описанием ситуаций, связанных с желанием
2. Провести тренинг погружения: попробовать жить с несовершенными вещами. Творческий беспорядок вместо стерильной чистоты, естественный макияж вместо театрального грима при выходе за хлебом, работа с 9 до 18 вместо ночевки в офисе.
Эффективным может оказаться и прием воплощения давней мечты. Часто перфекционист не позволяет себе браться за
Все эти приемы должны показать, что в несовершенстве нет ничего угрожающего и противоестественного.
В спорте есть один любопытный момент, который стоило бы усвоить тем, кто при всем желании успеха испытывает ужас при мысли о поражении. Во многих спортивных дисциплинах тренеры учат будущих чемпионов падать. Они говорят своим подопечным, что, не умея правильно падать, нельзя ступить на пьедестал почета, ведь тогда какая-нибудь досадная травма может оборвать карьеру. То же самое и в стремлении быть лучшим: без умения падать подняться трудно, а значит, об успешном исходе состязания не может быть и речи.
Евгения Жиркина, специально для WomanJournal.ru