Чувствую, что заболеваю. Кашель.
Сердце, шея, ноги, руки, глаза.
Все болит.
Шел на почту еле-еле. Не шел, а брел. Больно ходить. На почте отдал диски. Заявки более, чем из 21 города. Хорошо, что мы пошли на это. У нас дешевле, чем в «Озоне» и «Болеро». В «Озоне», правда, могут доставить прямо на квартиру. А когда диск посылаем мы, солистам приходится идти за ним на почту.
Схема простая. Человек заказывает диск на нашем сайте, переводит на наш счет в банке деньги за диск и почтовые расходы. Через три-четыре дня мы получаем деньги, и наш бухгалтер Дмитрий Витальевич Лашунин формирует заказ. После этого мы отвозим диски на почту. Там их оформляют и отправляют. Это занимает от недели до двух. Сотрудники почтовых отделений городов, получив диск, выписывают извещение о том, что по такому-то адресу на конкретное имя пришла ценная бандероль. Будущий солист идет на почту и забирает нашу посылку. Вот такая схема.
К сожалению, на почте не всегда отправляют диски в тот же день. Да и в почтовых отделениях наших солистов не всегда в тот же день выписывают и доставляют извещение.
К сожалению, на почту диски я отвожу сам.
После почты поехал на фирму, а по пути заехал в одно из отделений банка «Вестерн-Юнион», чтобы получить 15 долларов от солиста, живущего в Бельгии.
На все это ушло два часа.
Ехал по третьему транспортному кольцу. Ни одного светофора. Дорога от дома до офиса занимает максимум 30 минут. Эти полчаса я рассуждал о своем житье-бытье. Больше ворчал. Ну зачем я хожу на почту? Ну почему я должен идти в банк «Вестерн-Юнион»? Ну куда я трачу время?
Ведь мне надо так много сделать: вычитать рукописи, решить окончательно, как быть с семинаром на факультете, ответить на бумажные письма, встретиться с друзьями, написать несколько материалов в редакции, привести в порядок архив, расшифровать пленки, дочитать корректуру второго сборника «1001 анекдот про ЭТО», встретиться с издателями, написать книгу «Рассказы старого Кристофа», ходить в театры, бывать на выставках, наконец, читать хорошие книги. И самое главное надо заняться девятой версией «СОЛО на клавиатуре».
В офисе мы занимались рутинной работой: отвечали на письма и телефонные звонки.
Рутинная работа! Но если мы хотим двигаться дальше, рутинную работу следует выполнять творчески. Ведь даже по телефону можно каждый раз отвечать по разному.
Вот звонит телефон. И нужно так поговорить с учеником (или потенциальным учеником), чтобы ему захотелось приехать к нам в офис и купить диск. Нужно так поговорить, чтобы звонивший, повесив телефонную трубку, сказал себе: «Надо же, как меня понимают, насколько я интересен людям».
При разговоре необходимо проявлять максимум тактичности, заинтересованности. Можно тысячу раз об этом говорить сотрудникам, но самое лучшее показать. Поэтому время от времени я сам по громкой связи беседую с теми, кто нам звонит.
В пятницу подготовили диски для отправки в Питер. Фирма «Кей» заключила с нами договор по распространению «СОЛО на клавиатуре» в своих магазинах. Мы упаковали 200 дисков в коробки. Их сегодня отвезут в Софья Владимировна Костюк и Михаил Юрьевич Горшков в Питер. Интересно, за сколько времени разойдутся диски в моем родном городе?
Более трех месяцев ушло у нас на поиск партнеров в Питере. А ведь наверняка могли бы сделать это значительно быстрее.
Ну почему у нас все идет так медленно, со скрипом? Взять ту же отправку дисков по почте. Ведь могли бы начать это еще полгода назад.
Вроде и сотрудников у нас много, и идей хватает, а развиваемся мы медленно. И у меня мало организационного опыта, и сотрудников надо учить. А самое главное у нас слабая исполнительская дисциплина.
Если хочешь, чтобы фирма развивалась, необходимо начинать именно с исполнительской дисциплины. Слово руководителя закон.
Например, руководитель говорит один раз: «Подготовьте за три-четыре дня список организаций, торгующих дисками». И ровно через три дня ему на стол должны положить этот список. Или руководитель распоряжается связаться с руководством фирм, продающих диски, и за один-два дня надо это сделать. А у нас, повторяю, на Питер ушло три месяца.
Одного из сотрудников я попросил заняться ремонтом монитора. Этот монитор с каждым днем работает хуже и хуже. Включаешь его а изображение расплывчатое, нечеткое, только минут через десять появляется нормальная картинка. Я знаю: если сейчас монитор не починить, то в ближайшее время он выйдет из строя.
Прошло уже четыре недели, и никакого движения, а ведь я повторяю об этом минимум два раза в неделю.
Другого сотрудника прошу присылать мне каждый день свой дневник: что он сделал за день, какие мысли у него родились, что можно, на его взгляд, улучшить, где он бывал, с кем встречался. Вот я пишу свой дневник предпринимателя, а его попросил писать дневник менеджера. Прошло более двух месяцев, и что я слышу? Завтра, через неделю, устал, забыл, не знаю, о чем писать, с понедельника начну. Я уже чувствую, что могу взорваться. Ну нельзя так относиться к словам своего руководителя. Нельзя так относиться и к собственному слову, раз обещал, согласился. Это расхолаживает.
Кто-то опоздал на работу один раз, второй, третий Вроде не так уж и страшно процесс-то идет. И сотрудник понимает: можно опаздывать. В результате пропадает четкость, обязательность, падает исполнительская дисциплина. Это становится традицией: можно пообещать и не сделать, можно потянуть с выполнением уже принятого решения.
Обо всем этом я думал, когда возвращался в первом часу ночи с фирмы домой.
Третье транспортное кольцо хорошо освещено. Машин мало. Дорога занимает 16 минут.
И тут я поймал себя на мысли: «А сколько раз я себе говорил: все, завтра, с понедельника, введу жесткий учет кто и что сделал, сам же все откладываю и откладываю; все, завтра, с понедельника, начну записывать и фиксировать свои распоряжения, а потом потребую строгого отчета, кто и что сделал или не сделал, сам же забываю записывать?».
Дома составил список своих поручений.
Отремонтировать монитор.
Всем напомнить, чтобы к 10 декабря принесли фотографии для оформления новых пропусков.
Узнать, как идет обучение одного ответственного работника Минкомимущества.
Взять под контроль появление на сайте списка наших солистов.
Проконтролировать работу по поиску новых сотрудников за это отвечает Евгений Александрович Ременец.
Взять под личный контроль обзвон наших учеников. Если в офисе работает 3-4 человека, обзванивать 50 солистов в день, если 2-3 человека - 20 солистов.
Узнать, почему до сих пор не заменили мышку у третьего компьютера.
Попросить Максима Андреевича Меньшикова к 3 декабря дать мне отчет о проделанной работе за декабрь и составить план на первые три месяца нового года.
Взять под контроль работу Никиты Сергеевича Куликова, отвечающего за розничные продажи. Никита Сергеевич работает на фирме с августа, это его стараниями наши диски стали продаваться в магазинах «Полярис». Но больше крупных точек продаж у нас не появилось. И это плохо. А ведь в свое время Никита Сергеевич Куликов (месяца два или три назад) с жаром доказывал мне, что диск будет продаваться в каждой точке, где торгуют дисками. Время идет, а где результаты?
Два месяца назад я просил проехаться по всем точкам «Желдорпресса», поговорить с продавцами, посмотреть продаются ли наши диски на вокзалах. Так никто и не поехал.
Вот этим и займусь, с понедельника.
Субботу и воскресенье я проболел, провалялся в постели. Чуть-чуть читал, немного писал, с трудом выходил на прогулку с Кристофом, пытался навести порядок у себя в кабинете, но не смог даже разобрать бумаги на столе. О книжных полках и не говорю. А ведь планировал.
В воскресенье ко мне приехал Андрей Иванович Петькин. Он вызывает у меня симпатию. Я возлагаю большие надежды на его профессиональный рост. Он сейчас свободен учится на подготовительных курсах, работает только у нас. Мы проговорили около полутора часов. Общаться с ним интересно. Умен, образован, энергичен, обаятелен Но после его ухода Ладно, не буду. Нужно поговорить с ним еще раз. Были моменты, которые меня насторожили.
Вот так и прошли три дня. Продвинулись ли мы вперед? К сожалению, нет.
А нужно каждый день хоть чуть-чуть двигаться вперед. Стабильность это хорошо. Но если ее добиться и не развиваться дальше, то стабильность легко перейдет в рутину, а рутина в застой, застой же расшатает фирму, и фирма покатится вниз. И весь ужас в том, что процесс этот происходит незаметно. Вроде все идет как всегда, но нет движения вперед.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. А может быть, провести совещание, устроить накачку? Или попробовать всех вдохновить, снова с восторгом говорить о будущем, пытаясь всех зажечь идеями. Нет, не буду проводить совещания. Это потеря времени. Лучше индивидуальная работа и личный пример.
«Понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель». Точка зрения Гарвардской школы бизнеса