Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Всем нравится идея образования для взрослых

Осталось понять, что мы имеем в виду

Про взрослых, которые учатся всю жизнь, я начала думать летом, когда захотела поработать в проекте «ЧТД: Что и требовалось доказать». В тот момент он только-только возник, но уже обрел имя и концепцию благодаря главному редактору «Мела» Никите Белоголовцеву. Ход мысли отцов-основателей, в общем, понятен: у нас есть прекрасный «Мел», почему бы не сделать в пару к нему проект об образовании для взрослых. Само собой, человеческим языком.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что образование, обучение и развитие взрослых пока не породило собственного жанра сетевых медиа. Мы видим, что медиа интересуются наукой и культурой (есть много удачных примеров); есть те, кто пишет про полезные лайфхаки и психологические приемы на все случаи жизни; есть прекрасные образовательные ресурсы для взрослых, где можно немедленно выбрать один из онлайн-курсов и приступить к делу; наконец, есть множество сайтов про детей, их воспитание и (реже) образование. Образование для взрослых как требование времени, образ жизни и работы, способ осознанного улучшения себя пока что никого не вдохновил на создание медийного ресурса.

Само это слово — образование — вряд ли сегодня вызывает у кого-то энтузиазм. В нем «зашита» идея чего-то формализованного, институционального и массового, не зря им ведает целое министерство. Это явно не про свободный выбор, а про навязанное и обязательное, то, что претерпевают дети. Школу детям выбирают родители, они же часто выбирают им профессию и вуз. Или по крайней мере не допускают мысли о том, чтобы ребенок остался без приличного диплома. Поэтому, когда мы хотим говорить про образование, но не о детях и молодежи, приходится все время уточнять: «Нет, это не то, что вы подумали, это образование для взрослых. Да, оно сильно отличается: добровольностью, осознанностью, разнообразием форм, заинтересованностью ученика в результате, отношениями между теми, кто учит и учится».

Может быть, лучше тогда говорить об осознанном развитии? Это ближе к тому, что мы имеем в виду, делая ЧТД. По крайней мере, тут не предполагаются жесткие рамки, развиваться можно в своем ритме, здесь больше чувствуется индивидуальный подход. «Развитие» хорошо еще тем, что оно не обязательно про успех, карьеру или деньги, а вполне может быть про эрудицию, культуру, личность. Но и у «развития» как ключевого слова есть недостатки: в этом слове нет усилий, сознательной работы, не сказано, за счет чего происходят изменения. Может, я развиваюсь, потому что попала в общество умных и ярких людей? Или переехала в другую страну, где мне понадобились новые навыки? Или просто достигла возраста, когда можно спокойнее пробовать и ошибаться, когда люди вокруг стали понятнее, а их критика не мешает двигаться дальше? Все это тоже развитие, но вряд ли осознанное и целенаправленное.

Какие еще слова нам подходят, чтобы прояснить смысл ЧТД? Обучение, учеба, учиться и однокоренные с ними. Пожалуй, мы пишем именно про это. Про то, как можно учиться всю жизнь тому, что кажется важным и нужным, что выбираешь сам, что считаешь осмысленным для себя сегодня. Правда, слово учиться тоже вызывает не самые приятные ассоциации. Положим, про «учиться, учиться и учиться» и «учиться коммунизму» рано или поздно все забудут. Хуже то, что в этом же гнезде живут поучения. И еще пугающая мысль о том, что кто-то будет решать за меня; он знает, «как надо», и явится учить меня жизни. «Не учите меня жить» — крик души многих взрослых. Мы хотим учиться только сами, только свободно и по-взрослому.

Что это значит применительно к нашему ресурсу, который мы скоро собираемся предъявить миру? Он будет обращаться к тем взрослым, которые хотят «чему-нибудь поучиться», чтобы стать лучше: умнее, образованнее, эффективнее, успешнее, креативнее, богаче. Или, в конце концов, заняться чем-то приятным: просто потому, что процесс (задания, решения, проверки, озарения, бдения, экзамены) их бодрит и радует, а что будет дальше, не так важно. Вполне почтенная мотивация: конкретной цели нет, зато есть удовольствие здесь и сейчас. Бывает и наоборот: срочно нужно получить диплом юриста (для карьеры в компании) или научиться программировать (для поиска новой работы). Цель есть, надо подобрать путь. Еще одна группа развивающихся взрослых — автодидакты. Они сами себя учат с помощью книг, лекций и общения с умными людьми. Этими типажами картина не исчерпывается, конечно: есть еще разнообразные хобби, к примеру, или желание научиться конструктивно общаться с окружающими. Но самый распространенный случай, по-моему — смутное ощущение «мне чего-то не хватает, мне скучно, надоела рутина, моя жизнь проходит мимо меня, я не на своем месте, я могу больше; все хорошо, а счастья нет». Для таких людей «с запросами», хотя они могут сами об этих запросах не подозревать, мы тоже пишем.

Чего бы мы хотели для этих взрослых (и для себя)? Нет, пускаться во все тяжкие, чтобы жить стало веселее, совершенно необязательно. Мы хотим обсудить доступный каждому способ развития — учиться всю жизнь. Мало того, что общество этот способ чем дальше, тем больше одобряет; он еще и с самого начала приносит «бонусы», делает жизнь интереснее. Тогда миссия издания выглядит примерно так: мотивировать читателей к тому, чтобы улучшать себя посредством обучения. Да, в этом тезисе сплошь общие слова. Но это не значит, что в нем нет смысла. Конкретизировать его можно вплоть до каждого отдельного человека, потому что у каждого есть свои мотивы для изменений, свои способы учиться и свои представления о том «целевом» состоянии, куда он стремится попасть. Что, кстати, обеспечивает нас работой надолго: множество частных случаев можно анализировать, комбинировать, приводить примеры и обобщать до бесконечности.

Вот мой собственный список того, чему я научилась в течение жизни (и что меня, несомненно, радует): овладевать школьными и прочими науками, слушать лекции, писать конспекты, решать задачи, готовиться к экзаменам и получать от этого удовольствие; говорить на двух иностранных языках; искать информацию в интернете, пользоваться всякими компьютерными программами и редакторами; вязать свитера; быть достаточно хорошей матерью; водить машину (казалось чем-то невообразимым), придумывать и писать тексты; сотрудничать, делать общее дело; сдавать номер журнала в печать; публично выступать и брать интервью (хоть это по-прежнему непросто), принимать в расчет свои недостатки. Про то, чего мне еще не хватает для счастья, даже не буду начинать, пусть останется простор для фантазий.

Но чтобы мы ни желали себе на будущее, в наших желаниях всегда будет нечто общее: «целевое» состояние не просто гармонии или благополучия, а максимальной реализации наших замыслов и талантов. Да, мы все хотим разного и по-разному представляем себе путь собственного развития, но у всех в той или иной степени есть этот внутренний образ: я занимаюсь осмысленным делом, я каждый день бываю в состоянии потока, я приношу пользу, я продолжаю узнавать новое и удивляться, я умею общаться с людьми, я хорошо себя чувствую. Дальше возможны варианты: я регулярно читаю / гуляю / бегаю, каждый день успеваю нарисовать картинку / заняться йогой / сыграть на барабанах / почитать детям / поучить язык / послушать оперу / испечь пирог… К этому образу себя мы все так или иначе стремимся. Задача ЧТД – помочь каждому осознать и сформулировать собственный запрос; поддержать тех, кто себя недооценивает и боится перемен; показать, какие есть способы учиться новому с учетом обстоятельств. И главное, познакомить читателей с теми, кто совершил прыжок в карьере, сменил профессию, обогатил свою жизнь новыми увлечениями, научился использовать свои ресурсы, трансформировал себя – и теперь уверен, что в этом был смысл. Или даже почувствовал счастье.

Ксения Киселёва

Источник

510


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95