Откуда зло? Желание разрушать? Попробуем понять, как оно рождается в душе ребенка. Что, если мы, не зная механизма происхождения дурных чувств, сами укореняем их в душе?
Да, мы держим под контролем свои действия, направленные на ребенка, но редко когда учитываем его внутреннее движение, не умеем влиять на него, пробуждать. Между тем все, что есть в ребенке, возникает в результате двух встречных движений — изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка. Словно две строительные бригады идут навстречу друг другу, и образуется тоннель. Цели сливаются, качество закрепляется. А старания привить нечто без встречного движения изнутри бесполезны. Получается не тоннель, а подкоп, мы не воспитываем, а подкапываемся, причем подкоп в никуда — хоть всю жизнь рой.
Сознательно, по воле своей мы действуем на ближайший к нам конец тоннеля, а невольно — интонациями, прикосновениями, манерами — мы в то же самое время действуем на тот дальний конец, вызываем неподвластные нам душевные движения, добрые или злые чувства. Неподвластные в том смысле, что мы не все можем контролировать.
Зло в душе ребенка рождается примерно так же, как болезни, — есть лишь две причины: поломки и защита. Наши грубые воздействия на ребенка, о котором мы думаем, что он ничего не понимает и потому все вытерпит, рождают очаг обороны, очаг зла. Мы отвечаем тем же, мы тоже защищаемся, мы тоже люди — и быстро проходим вместе с ребенком тоннель зла: злое чувство изнутри встречается со злым чувством извне.
Но если отчего-либо вспыхнувшее злое чувство не встречает ответного зла, то нет и тоннеля, злое чувство растворяется, исчезает. Не противопоставлять детскому злу зло взрослых, не создавать тоннелей зла, никоим образом не посягать на ребенка — вот простая стратегия воспитания.
Лишь только безопасность нарушается, а на пути развития возникают преграды — у ребенка развивается злая воля. У одних защита выливается в агрессию против мира, у других — в агрессию против себя. Но ответ на вопрос о причине зла можно назвать определенно и недвусмысленно: всякое посягательство на ребенка, на человека есть зло. Посягательство рождает явный или тайный страх, а страх вызывает дурные чувства и свойства. Веками целью педагогики было посеять страх. Вместе с этим страхом сеяли зло. А как сеять радость и с ней — добро?
Вот не дается ребенку ученье. Но ведь и то хорошо: наш мальчик учится! Попробуем связать радость не с успехами, а с самим учением. Веселее провожаем его в школу, радостнее встречаем, больше расспрашиваем о товарищах по школе и не позволяем себе говорить голосом контролера: «Ты уроки сделал? А английский сделал? У тебя завтра контрольная, ты помнишь?»
...Хотите добрый совет? Не пугайтесь детских неудач, но бойтесь вырастить в доме безрадостную Несмеяну женского или мужского пола. Несмеяне-то жизнь и наставит двоек и колов.
Симон Соловейчик