Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Всякое посягательство на ребенка есть зло

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Откуда зло? Желание разрушать? Попробуем понять, как оно рождается в душе ребенка. Что, если мы, не зная механизма происхождения дурных чувств, сами укореняем их в душе?

Да, мы держим под контролем свои действия, направленные на ребенка, но редко когда учитываем его внутреннее движение, не умеем влиять на него, пробуждать. Между тем все, что есть в ребенке, возникает в результате двух встречных движений — изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка. Словно две строительные бригады идут навстречу друг другу, и образуется тоннель. Цели сливаются, качество закрепляется. А старания привить нечто без встречного движения изнутри бесполезны. Получается не тоннель, а подкоп, мы не воспитываем, а подкапываемся, причем подкоп в никуда — хоть всю жизнь рой.

Сознательно, по воле своей мы действуем на ближайший к нам конец тоннеля, а невольно — интонациями, прикосновениями, манерами — мы в то же самое время действуем на тот дальний конец, вызываем неподвластные нам душевные движения, добрые или злые чувства. Неподвластные в том смысле, что мы не все можем контролировать.

Зло в душе ребенка рождается примерно так же, как болезни, — есть лишь две причины: поломки и защита. Наши грубые воздействия на ребенка, о котором мы думаем, что он ничего не понимает и потому все вытерпит, рождают очаг обороны, очаг зла. Мы отвечаем тем же, мы тоже защищаемся, мы тоже люди — и быстро проходим вместе с ребенком тоннель зла: злое чувство изнутри встречается со злым чувством извне.

Но если отчего-либо вспыхнувшее злое чувство не встречает ответного зла, то нет и тоннеля, злое чувство растворяется, исчезает. Не противопоставлять детскому злу зло взрослых, не создавать тоннелей зла, никоим образом не посягать на ребенка — вот простая стратегия воспитания.

Лишь только безопасность нарушается, а на пути развития возникают преграды — у ребенка развивается злая воля. У одних защита выливается в агрессию против мира, у других — в агрессию против себя. Но ответ на вопрос о причине зла можно назвать определенно и недвусмысленно: всякое посягательство на ребенка, на человека есть зло. Посягательство рождает явный или тайный страх, а страх вызывает дурные чувства и свойства. Веками целью педагогики было посеять страх. Вместе с этим страхом сеяли зло. А как сеять радость и с ней — добро?

Вот не дается ребенку ученье. Но ведь и то хорошо: наш мальчик учится! Попробуем связать радость не с успехами, а с самим учением. Веселее провожаем его в школу, радостнее встречаем, больше расспрашиваем о товарищах по школе и не позволяем себе говорить голосом контролера: «Ты уроки сделал? А английский сделал? У тебя завтра контрольная, ты помнишь?»

...Хотите добрый совет? Не пугайтесь детских неудач, но бойтесь вырастить в доме безрадостную Несмеяну женского или мужского пола. Несмеяне-то жизнь и наставит двоек и колов.

Симон Соловейчик

605


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95