В прокат вышло «Обещание на рассвете» Эрика Барбье — экранизация автобиографического романа Ромена Гари, посвященного его матери.
Мистификатор, герой Сопротивления, путешественник, дипломат, любитель и любимец женщин — уроженец Вильно Роман Кацев, красивый псевдоним, по его собственным словам, взявший от русского слова «гори», был одним из тех писателей, которые превратили собственную биографию в отдельное произведение. Гари был летчиком во время Второй мировой, кавалером ордена Почетного легиона, личным другом де Голля. Он женился на иконе кинематографа «новой волны» Джин Сиберг, как-то раз вызвал на дуэль Клинта Иствуда, успел написать более 30 чрезвычайно популярных книг (роман «Вся жизнь впереди», опубликованный под псевдонимом Эмиль Ажар, стал главным французским бестселлером ХХ века и принес Гари вторую Гонкуровскую премию — первый и единственный раз в истории). Умер писатель как полагается романтическому герою — покончил с собой и завещал развеять прах над Средиземным морем.
Страсть к мифотворчеству он унаследовал от своей матери, провинциальной актрисы Мины Овчинской, ставшей главной героиней шестого романа Гари «Обещание на рассвете». Автобиографический роман уже был один раз экранизирован — Жюлем Дассеном в 1970 году. Теперь за книгу взялся Эрик Барбье, до этого снимавший в основном средней руки триллеры.
Он поставил фильм со всей почтительностью к литературному классику и с попытками дать размах большого стиля (насколько это позволяют скромные европейские бюджеты). Действие перемещается из заснеженного Вильно в солнечную Ниццу, оттуда в Африку, на север Франции и в Лондон (его со всей очевидностью пришлось снимать в павильоне). Обрамляют историю эпизоды в Мексике — выросший Ромен (Пьер Нинэ) мучается тоской, депрессией и головной болью, в то время как его жена Лесли (Катрин Маккормак) читает рукопись «Обещания на рассвете» — страстного признания в любви главной женщине в жизни писателя, его матери Нине (Шарлотта Генсбур).
В холодной и недружелюбной Польше матери-одиночке приходится хвататься за любую возможность, чтобы не только прокормить своего единственного обожаемого сына, но и дать ему аристократическое образование, включающее танцы и стрельбу из пистолета. Ведь она уверена, что мальчик вырастет великим человеком, знаменитым писателем и послом Франции. Почему Франции? Потому что это лучшая страна на свете, воплощение мечты о славе, доблести и торжестве просвещения. Правда, Нина не просто выживает, а делает это даже с некоторым артистизмом — например, превращает свою швейную мастерскую в «единственный салон, продающий модели Поля Пуаре» (и для этого выписывает из Варшавы спившегося актера, чтобы тот выдал себя за прославленного модельера).
Удержать салон на плаву не удается, и мать с сыном все-таки уезжают от холода, насмешек соседей и презрения богатых клиенток в волшебную Францию — в Ниццу, где дела их идут гораздо лучше. Нина становится управляющей пансиона и держит в почтительном страхе всех продавцов на рынке, а подросший Ромен начинает пробовать себя в литературе и в любви. Потом будет служба в армии, война, вступление в ряды Сопротивления, Африка, койка в тифозном бараке, опасные рейды на бомбардировщике, первый опубликованный роман — и через все это его будет вести страстная, неугасающая, порой некомфортная и даже унизительная, порой похожая на манию, исступленная материнская любовь.
Актерский дуэт Генсбур и Нинэ, органичнейшим образом вписавшихся в свои роли,— главная удача картины. Но именно поэтому решение режиссера, имевшего в своем распоряжении двух отличных актеров, положиться в основном на закадровый текст кажется громоздким и слишком прямолинейным. Фильм, обещающий многое, остается в результате только набором иллюстраций к роману — академичных, гладких и аккуратных.
Юлия Шагельман