Всем привет! На связи Татьяна Голюнова — драматург, сценарист и любитель волшебных буковок. Сегодня будем разбираться с греками, структурой пьесы, видами конфликтов и препятствиями для ваших персонажей. Материала много. Наливаем в кружку горячий чаёк, кофеёк или чего покрепче и погнали!
Итак, вы придумали героев своей будущей пьесы. Расписали их сокровища, недостатки, тайны и цели (смотрите упражнение из книги А.Молчанова «Букварь сценариста»). Герои родились, вы с ними живете и с каждым днем узнаете о них все больше интересного. И тут на сцену выходит господин Аристотель собственной персоной прямиком из Древней Греции. Да-да… Всё придумали греки, и никуда от этого не денешься! Да и зачем, собственно, куда-то деваться, если это до сих пор работает? Так что спасибо Аристотелю и его «Поэтике».
Конечно же, речь идет о трехактной структуре пьесы, которую одним из первых вывел Аристотель. Суть в следующем: каждая пьеса имеет начало, середину и конец. Все просто. И нечего тут мудрить. Особенно начинающим авторам.
Однако, при всем уважении к древним грекам, я предлагаю несколько усложнить эту схему и добавить в структуру еще парочку пунктов.
Всего получится пять:
1. Экспозиция
2. Завязка
3. Развитие действия
4. Кульминация
5. Развязка
Эта схема не новая (я уж точно на новизну не претендую;) и она не противоречит Аристотелевской. Просто несколько ее расширяет. И работает она не только в пьесах, но и в фильмах. Итак, давайте рассмотрим чуть-чуть поподробнее.
Экспозиция — это обычный мир героя, его привычная жизнь и положение вещей. Возьмем первую часть «Гарри Поттера». Все же любят парнишку, который выжил, да? Просто на примере этого фильма очень четко видны все составляющие данной структуры. Итак, экспозиция — это жизнь Гарри в семье Дурслей в чулане.
Завязка — некое событие, которое все переворачивает с ног на голову. Гарри приходит письмо из Хогвартса, он узнает от Хагрида, что он на самом деле волшебник. Далее идет некое развитие действия. Жизнь Гарри в школе чародейства и волшебства, приключения, новые друзья, враги, поиски философского камня и так далее. И мы постепенно переходим к кульминации — моменту наивысшего напряжения в пьесе/фильме. В первой части — это схватка Гарри с профессором Квиреллом и встреча с Волан-де-Мортом, который пока не вернул себе физический облик. Развязка — возвращение Дамблдора, который спасает Гарри, гибель Квирелла и уничтожение философского камня. Как видите: все четко, просто и без затей. И главное: работает.
Но давайте остановимся чуть подробнее на самом развитии действия. Это основная часть любой пьесы или фильма. Вот тут как раз происходит все самое интересное. Тут мы наслаждаемся тем, как наши персонажи преодолевают препятствия, а зрители с удовольствием за этим следят. Что важно помнить насчет препятствий?
Самое главное: каждое препятствие должно быть больше предыдущего. То есть, ставки повышаются, жизнь героев усложняется буквально с каждой минутой. И чем беспощаднее автор к своим персонажам, тем интереснее зрителям. Да! Не бойтесь быть садистами! Мучайте своих персонажей! Загоняйте их в пещеры с драконами, пусть от них уходят мужья и жены, пусть каждый день им кто-то разбивает сердце и требует вернуть огромные долги, иначе им будет грозить пожизненное заключение! Вариантов масса! Включаем фантазию и отрываемся по полной! Хотя, конечно, тут тоже главное не увлекаться. Насчет страданий есть отдельная тема про убийство своих персонажей. Многие начинающие авторы тяготеют к этому. Прям вот хлебом не корми, но дай поубивать своих героев.
Сама такая была.
Хорошо, что у меня было мало трупов в итоге.
А то карму свою авторскую жалко.
Немного суеверная в этом смысле, да.
Персонажей все-таки надо любить, а не убивать.
И тут нет противоречий.
Мы любим своих персонажей, придумываем им испытания (да посложнее!), страдаем вместе с ними, боремся с преградами, приходим к счастью или к разочарованию…
Так что можно быть садистом и любить своих персонажей. Все логично. А на тему убийства своих героев советую прекрасный фильм «Персонаж» (режиссер Марк Форстер, 2006 год) Это кино блистательно отражает отношения автора и персонажа. Ну, и Эмма Томпсон там просто охренительная.
В общем, всячески рекомендую!
Ну, а мы еще сегодня должны успеть поговорить о конфликтах. Потому что не бывает пьес без конфликтов. Это одно из золотых правил драматургии. Нет конфликтов — нет пьесы/фильма. О чем здесь хотелось бы упомянуть (или напомнить тем, кто уже в теме). О том, что существует четыре вида конфликтов:
Я + ТЫ (межличностный конфликт) Например, Гарри Поттер и Драко Малфой.
Я + ОБЩЕСТВО (социальный конфликт) Например, Чацкий и фамусовское общество.
Я + БОГ (так называемый вертикальный конфликт. И сюда же можно отнести все конфликты, связанные с борьбой со стихиями, силами природы или вселенной. Все фильмы-катастрофы, в общем-то, сюда относятся)
Я + Я (внутренний конфликт, мой самый любимый). Ну, тут Гамлет, безусловно, вошел в чат со всеми своими сомнениями, терзаниями и сентенциями «to be or not to be».
В одной пьесе или фильме может быть несколько конфликтов. Это, безусловно, украсит ваш текст и сделает его более многогранным.
На сегодня по теории всё.
В финале хотела поделиться с вами классным упражнением. Называется «пять строчек», но я бы назвала его «пять предложений». Так будет точнее.
Суть упражнения — разработать структуру вашей пьесы.
Итак, мы берем схему, которую я упоминала ранее: 1.Экспозиция, 2.Завязка, 3.Развитие действия, 4. Кульминация, 5. Развязка — и расписываем свою пьесу в ПЯТИ предложениях. И ни словом больше! То есть, первое предложение это — экспозиция, второе предложение — завязка, третье — развитие действия… И так далее!
Это отличный лайфхак для отработки структуры пьесы! Пробуйте и пользуйтесь! Тоже не я придумала, но применяю с удовольствием. Главное: работает!
Всё!
Теперь точно заканчиваю. В следующий раз поговорим об одном из самых важных этапов в написании пьесы. О каком? Пока интрига! Не зря же я драматург!
Так что ждите статью!
До встречи в пространстве волшебных буковок!
Татьяна Голюнова