Часть первая. Vita brevis, ars longa
Часть вторая. «Это коммунальная, коммунальная квартира...»
Часть третья. Всё придумали греки
Привет начинающим (и не очень!) драматургам, сценаристам и просто любителям волшебных буковок! Сегодня у нас очень важная тема. Без этого не пишется ни одна пьеса. Ибо как говорил Вадим Леванов: «Нет поэпизодника — нет пьесы!»
Сегодня разбираемся с поэпизодником, со сценами и с речью персонажей. Погнали!
Кадр из фильма «Бартон Финк», 1991 год
Итак, вы уже придумали героев, вовсю занимаетесь с ними ежедневным «сожительством», подготовили для них сложные препятствия и сделали упражнение «пять строчек» (или «пять предложений»). Перед вами ваша будущая пьеса, расписанная в пяти предложениях, каждое из которых соответствует элементу структуры: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Пришла пора переходить к следующему этапу. Что же такое поэпизодник или как его называют сценаристы (профессиональный сленг вошёл в чат): ПП (произносится: ПэПэ).
Всё просто. ПП — это ваша пьеса, расписанная по сценам БЕЗ диалогов.
Как это выглядит? Ну, примерно так:
СЦЕНА 1.
Пётр и Наташа решают, куда поехать в отпуск. Петр хочет к маме в деревню, а Наташа на море. Ссора.
СЦЕНА 2.
Наташа приходит на приём к своей бывшей однокласснице Лене — врачу-аллергологу. Лена выписывает Наташе липовое заключение о том, что у неё сильная аллергия. В качестве профилактики раз в полгода необходимы поездки на море.
СЦЕНА 3.
Наташа говорит Петру о своей аллергии. Пётр переживает, соглашается везти Наташу на море за свой счёт. Наташа радуется. Вместе собирают чемоданы.
СЦЕНА 4.
Морской курорт. Наташа и Пётр в отеле. Счастливая Наташа идёт в душ. Пётр случайно видит смску от Лены в телефоне Наташи. В сообщении Лена спрашивает у Наташи, удалось ли ей обмануть «этого лопуха Петра». Пётр злится, собирает свои вещи, уходит из номера.
СЦЕНА 5.
Наташа выходит из душа. Петра нет. Наташа в шоке, звонит Петру — его телефон недоступен. Наташа видит смс от Лены, всё понимает, звонит Лене. Говорит, что Пётр, видимо, всё узнал и бросил её в незнакомом городе. Отель оплачен только за сутки. А у Наташи нет денег. Наташа в панике...
СЦЕНА 6...
Ну, и дальше всё в таком же духе. Получается, что мы постепенно расширяем «скелет» пьесы. Сначала расписали её в пяти предложениях, а потом уже по сценам (ПП). И только после написания поэпизодника можно давать своим персонажам право голоса и переходить к диалогам! Это аксиома. Хотя многие начинающие драматурги часто пренебрегают поэпизодниками и сразу берутся писать пьесу с диалогами. Я тоже так делала. И совершенно напрасно! Те пьесы, которые были написаны без ПП, заметно хромают в плане структуры.
Поэтому, ребята! Не поленитесь! Распишите ПП! Он продемонстрирует вам слабые места пьесы и покажет, что нужно доработать.
О чём ещё хотела сказать. О сценах. Поэпизодник состоит из сцен. Каким образом сцены отделяются друг от друга? Тут несколько признаков:
— смена места действия
— смена героев
— смена времени суток
Либо все эти признаки вместе.
Но это еще не всё, что нужно помнить о сценах. Наша цель, как драматургов, сделать каждую сцену интересной. Чтобы зрителям было не скучно! Ибо как говорится, нет плохих жанров, кроме скучных.
Итак, что должно быть в хорошей сцене:
— событие (происходит что-то меняющее жизнь героев. Не дождь пошёл, а Вася узнал об измене любимой девушки! События должны быть интересными! Так что пример про девушку, тут, конечно, не самый лучший. Но пусть будет)
— конфликт (столкновение мнений! без них никуда! И преследование героями противоположных целей)
— эмоциональный перепад (герою было хорошо, а стало плохо. Или наоборот)
— новая информация (тут всё понятно вроде бы. Каждая сцена должна сообщать нам что-то новое)
— подтекст (ну, это прям вишенка на торте. Хорошо, если он есть! Как у Чехова: люди чай пьют, а судьбы рушатся...)
И теперь...Вот он, наконец-то, долгожданный миг! Драматурги переходят к диалогам! Ну, думаю, тут все в курсе, что пьесы состоят из реплик персонажей и ремарок. Всегда вспоминается фраза Вадима Леванова: «Пьесы писать очень просто. Слева: кто говорит. Справа: что говорит».
Итак, диалоги. Что тут важно помнить.
1. Живая речь! Убираем всю эту литературщину! Даже профессоры дома с жёнами разговаривают на человеческом языке, а не на языке научных диссертаций.
2. Каждый персонаж говорит по-своему. Так называемая речевая характеристика героев. То есть, понятно, что электрик Ваня будет использовать один лексикон, а профессор Ибрагим Борисович — другой. (И что я привязалась к бедным профессорам? Ну, суть вы поняли).
3. Если хотите динамичные диалоги, используйте короткие реплики. Персонажи должны ими перебрасываться как мячиком в пинг-понге.
4. Стараемся не использовать монологи! Нет. Иногда можно, конечно. Но мы же не во времена Шекспира живем, и вряд ли современный парень будет сыпать гамлетовскими сентенциями... Хотя всякое бывает. Но просто важно помнить, что монологи должны быть оправданными и если их много, то они заметно «утяжеляют» ваш текст, делают его мёртвым.
5. Начинать сцену лучше не с банальных приветствий. Это плохое качество драматургии. Не нужно всех этих вводных предложений. Погружайте зрителя в атмосферу пьесы сразу. Вот в кафе сидят Аня и Ира. Начинайте их диалог с того, что Аню бросил муж и она рыдает, а не с банальных приветствий друг друга. Погружение! Полное погружение!
В общем и целом по диалогам как-то так. Это может быть отдельной темой для статьи, и возможно, когда-нибудь мы к этому вернёмся.
Ещё в финале хотелось бы добавить про ремарки. (Все знают, что ремарки — это описание действий в пьесе. Ремарки могут содержать информацию о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации, а также авторскую оценку). Так вот — ремарки тоже не стоит делать особенно длинными и подробными. Поверьте, у режиссёров хватит фантазии, чтобы всё это поставить и изобразить... Не нужно лезть на их территорию. Но тут уж у каждого свой авторский стиль.
Кто-то пишет длинные. И пьесы их от этого не становятся хуже. Про краткость ремарок это, скорее, мои личные предпочтения, как любителя Антона Павловича. Да. Краткость — сестра таланта. И на этой Чеховской ноте я буду завершать свою статью. Ибо Чехов нам друг, товарищ и брат.
В следующей раз поговорим на одну из моих любимых тем. Тема критики и критиков. Вот сейчас, наверняка, многие авторы заскрипели зубами и вспомнили все свои психотравмы...
Но. Это уже другая история.
До связи!
Татьяна Голюнова