Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Нет поэпизодника — нет пьесы...»

Цикл «Волшебные буковки». Часть четвёртая

Часть первая. Vita brevis, ars longa
Часть вторая. «Это коммунальная, коммунальная квартира...»
Часть третья. Всё придумали греки


Привет начинающим (и не очень!) драматургам, сценаристам и просто любителям волшебных буковок! Сегодня у нас очень важная тема. Без этого не пишется ни одна пьеса. Ибо как говорил Вадим Леванов: «Нет поэпизодника — нет пьесы!»

Сегодня разбираемся с поэпизодником, со сценами и с речью персонажей. Погнали! 


Кадр из фильма «Бартон Финк», 1991 год

Итак, вы уже придумали героев, вовсю занимаетесь с ними ежедневным «сожительством», подготовили для них сложные препятствия и сделали упражнение «пять строчек» (или «пять предложений»). Перед вами ваша будущая пьеса, расписанная в пяти предложениях, каждое из которых соответствует элементу структуры: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Пришла пора переходить к следующему этапу. Что же такое поэпизодник или как его называют сценаристы (профессиональный сленг вошёл в чат): ПП (произносится: ПэПэ). 

Всё просто. ПП — это ваша пьеса, расписанная по сценам БЕЗ диалогов. 

Как это выглядит? Ну, примерно так:

СЦЕНА 1. 
Пётр и Наташа решают, куда поехать в отпуск. Петр хочет к маме в деревню, а Наташа на море. Ссора. 

СЦЕНА 2. 
Наташа приходит на приём к своей бывшей однокласснице Лене — врачу-аллергологу. Лена выписывает Наташе липовое заключение о том, что у неё сильная аллергия. В качестве профилактики раз в полгода необходимы поездки на море. 

СЦЕНА 3. 
Наташа говорит Петру о своей аллергии. Пётр переживает, соглашается везти Наташу на море за свой счёт. Наташа радуется. Вместе собирают чемоданы. 

СЦЕНА 4. 
Морской курорт. Наташа и Пётр в отеле. Счастливая Наташа идёт в душ. Пётр случайно видит смску от Лены в телефоне Наташи. В сообщении Лена спрашивает у Наташи, удалось ли ей обмануть «этого лопуха Петра». Пётр злится, собирает свои вещи, уходит из номера. 

СЦЕНА 5. 
Наташа выходит из душа. Петра нет. Наташа в шоке, звонит Петру — его телефон недоступен. Наташа видит смс от Лены, всё понимает, звонит Лене. Говорит, что Пётр, видимо, всё узнал и бросил её в незнакомом городе. Отель оплачен только за сутки. А у Наташи нет денег. Наташа в панике...

СЦЕНА 6...

Ну, и дальше всё в таком же духе. Получается, что мы постепенно расширяем «скелет» пьесы. Сначала расписали её в пяти предложениях, а потом уже по сценам (ПП). И только после написания поэпизодника можно давать своим персонажам право голоса и переходить к диалогам! Это аксиома. Хотя многие начинающие драматурги часто пренебрегают поэпизодниками и сразу берутся писать пьесу с диалогами. Я тоже так делала. И совершенно напрасно! Те пьесы, которые были написаны без ПП, заметно хромают в плане структуры. 

Поэтому, ребята! Не поленитесь! Распишите ПП! Он продемонстрирует вам слабые места пьесы и покажет, что нужно доработать. 

О чём ещё хотела сказать. О сценах. Поэпизодник состоит из сцен. Каким образом сцены отделяются друг от друга? Тут несколько признаков:

— смена места действия
— смена героев
— смена времени суток

Либо все эти признаки вместе. 

Но это еще не всё, что нужно помнить о сценах. Наша цель, как драматургов, сделать каждую сцену интересной. Чтобы зрителям было не скучно! Ибо как говорится, нет плохих жанров, кроме скучных. 

Итак, что должно быть в хорошей сцене:
— событие (происходит что-то меняющее жизнь героев. Не дождь пошёл, а Вася узнал об измене любимой девушки! События должны быть интересными! Так что пример про девушку, тут, конечно, не самый лучший. Но пусть будет)
— конфликт (столкновение мнений! без них никуда! И преследование героями противоположных целей)
— эмоциональный перепад (герою было хорошо, а стало плохо. Или наоборот)
— новая информация (тут всё понятно вроде бы. Каждая сцена должна сообщать нам что-то новое)
— подтекст (ну, это прям вишенка на торте. Хорошо, если он есть! Как у Чехова: люди чай пьют, а судьбы рушатся...)

И теперь...Вот он, наконец-то, долгожданный миг! Драматурги переходят к диалогам! Ну, думаю, тут все в курсе, что пьесы состоят из реплик персонажей и ремарок. Всегда вспоминается фраза Вадима Леванова: «Пьесы писать очень просто. Слева: кто говорит. Справа: что говорит». 

Итак, диалоги. Что тут важно помнить. 

1. Живая речь! Убираем всю эту литературщину! Даже профессоры дома с жёнами разговаривают на человеческом языке, а не на языке научных диссертаций. 
2. Каждый персонаж говорит по-своему. Так называемая речевая характеристика героев. То есть, понятно, что электрик Ваня будет использовать один лексикон, а профессор Ибрагим Борисович — другой. (И что я привязалась к бедным профессорам? Ну, суть вы поняли). 
3. Если хотите динамичные диалоги, используйте короткие реплики. Персонажи должны ими перебрасываться как мячиком в пинг-понге.
4. Стараемся не использовать монологи! Нет. Иногда можно, конечно. Но мы же не во времена Шекспира живем, и вряд ли современный парень будет сыпать гамлетовскими сентенциями... Хотя всякое бывает. Но просто важно помнить, что монологи должны быть оправданными и если их много, то они заметно «утяжеляют» ваш текст, делают его мёртвым. 
5. Начинать сцену лучше не с банальных приветствий. Это плохое качество драматургии. Не нужно всех этих вводных предложений. Погружайте зрителя в атмосферу пьесы сразу. Вот в кафе сидят Аня и Ира. Начинайте их диалог с того, что Аню бросил муж и она рыдает, а не с банальных приветствий друг друга. Погружение! Полное погружение! 

В общем и целом по диалогам как-то так. Это может быть отдельной темой для статьи, и возможно, когда-нибудь мы к этому вернёмся. 

Ещё в финале хотелось бы добавить про ремарки. (Все знают, что ремарки — это описание действий в пьесе. Ремарки могут содержать информацию о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации, а также авторскую оценку). Так вот — ремарки тоже не стоит делать особенно длинными и подробными. Поверьте, у режиссёров хватит фантазии, чтобы всё это поставить и изобразить... Не нужно лезть на их территорию. Но тут уж у каждого свой авторский стиль.

Кто-то пишет длинные. И пьесы их от этого не становятся хуже. Про краткость ремарок это, скорее, мои личные предпочтения, как любителя Антона Павловича. Да. Краткость — сестра таланта. И на этой Чеховской ноте я буду завершать свою статью. Ибо Чехов нам друг, товарищ и брат. 

В следующей раз поговорим на одну из моих любимых тем. Тема критики и критиков. Вот сейчас, наверняка, многие авторы заскрипели зубами и вспомнили все свои психотравмы... 

Но. Это уже другая история. 

До связи!

Татьяна Голюнова

272


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95