День прошёл плохо.
Провёл семинар в МГУ. На занятии отдыхал. Пригласил выступить перед моими студентами Юрия Георгиевича Кобаладзе, в прошлом очень известного разведчика и одновременно журналиста. Он работал на радио, телевидении, в ТАСС. Руководил пресс-службой СВР (Службы внешней разведки) при Е. М. Примакове. Студенты его хорошо принимали.
Затем полтора часа сплошные пробки добирался до фирмы.
К сожалению, результаты дня огорчили. Я о продажах дисков, очной школе и других наших проблемах. Такие дни тоже бывают. Безрезультативные.
Расстроился. И вечером отправился в кафе Давида Яна.
А вернувшись домой, прочёл в Интернете статью о «Газпроме».
Статья довольно длинная. Но я решил её вставить в свой дневник.
Девяносто восемь процентов сотрудников «Газпрома», использующих в работе компьютер, набирают двумя пальцами. И у них на корпоративную версию «СОЛО на клавиатуре» нет ни денег, ни желания. Не хотят учиться. Но зато Читайте статью Ирины Резник. Думаю, что она права.
«Газпром» не жалеет средств на укрепление собственного имиджа: траты монополии на рекламу, спонсорство и благотворительность в этом году будут такие же, как в год десятилетия концерна, 2,3 млрд руб. А общий имиджевый бюджет «Газпрома» находится вполне на уровне расходов на PR по всему миру компании BP.
«Газпром» крупнейшая в мире газовая компания, в 2005 г. добыл 547,9 млрд куб. м газа и 12 млн т нефти. Его чистая прибыль по МСФО за девять месяцев 2005 г. 232,1 млрд руб., выручка 902,2 млрд руб. Вчера капитализация «Газпрома» в РТС была $193 млрд.
«Газпром» никогда не скупился на управленческие траты, с каждым годом увеличивая расходы на рекламу и спонсорство. Правда, чиновники иногда пытались ограничить аппетиты монополии. Например, на 2003 г., когда «Газпром» шумно и долго справлял собственное десятилетие, концерн просил разрешения потратить 3 млрд руб. по статье «Реклама, спонсорство и благотворительность», но чиновники урезали расходы до 2 млрд руб. Однако в сентябре монополия попросила добавить еще 300 млн руб., не уложившись в бюджет юбилейных мероприятий.
Как стало известно «Ведомостям», ровно ту же «юбилейную» сумму 2,3 млрд руб. «Газпром» планирует потратить на рекламу, спонсорство и благотворительность в этом году. Это следует из финансового плана «Газпрома» на 2006 г., одобренного советом директоров концерна. На PR-сопровождение собственной деятельности концерн заложил 254 млн руб., создание корпоративного интернет-портала 121,6 млн руб., маркетинговые, консультационные и консалтинговые услуги 1,36 млрд руб., культурно-массовые и спортивные мероприятия 83 млн руб. То есть суммарные имиджевые расходы корпорации составят около 4 млрд руб. (примерно $142 млн). Для сравнения: годовой бюджет государственного пропагандистского телеканала Russia Today составляет $30 млн.
«Не могу представить, на что можно потратить такие средства, недоумевает владелец агентства бизнес-коммуникаций PR-Inc Ольга Дашевская. Выходит, что ежемесячно на PR Газпром планирует тратить около $750 000». Она отмечает, что для крупной российской компании расходы на PR до $100 000 в месяц уже считаются большими. Даже у крупных потребительских брэндов расходы на рекламу и спонсорство в России гораздо скромнее, чем получается у «Газпрома», продолжает Дашевская. На брэнды с широкой потребительской аудиторией обычно тратится около $30 млн в год, а «Газпром» запланировал $83 млн.
«Остается только позавидовать тем, кто будет участвовать в создании интернет-портала Газпрома стоимостью $4 млн, говорит Артемий Лебедев, создатель Студии Артемии Лебедева. Я не знаю ни одной компании в России, которая потратила бы на эти цели свыше $1 млн, даже если это банк, для которого Интернет важная часть бизнеса». Сотрудник энергохолдинга РАО «ЕЭС России» уверяет, что отдельного бюджета у сайта его компании нет, а новым оптовым генкомпаниям (ОГК) создание сайтов обходилось в $2000-13 000, рассказывает собеседник «Ведомостей». А по словам представителя крупного металлургического холдинга, сайт его компании стоил $60 000-70 000.
Российские нефтегазовые компании свои PR-бюджеты не раскрывают. Лишь экс-президент ЮКОСа Михаил Ходорковский в 2003 г. признался, что в 2001-2002 гг. на формирование имиджа и поддержку репутации ЮКОСа было потрачено $300 млн. Но PR-бюджет «Газпрома» выделяется даже на фоне крупных западных компаний. Royal Dutch/Shell в 2005 г. потратила на PR-деятельность в Великобритании около $4,8 млн, Chevron за тот же период израсходовала на PR в Соединенном Королевстве всего $450 000. Правда, глобальный PR-бюджет нефтегазовой компании BP на 2006 г. находится на том же уровне, что и у «Газпрома»: по данным агентства Nielsen Media Research, он составляет $150 млн.
«Газпром» неоправданно много тратит на рекламу и спонсорство, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей«, отмечает чиновник, близкий к совету директоров монополии. В «Газпроме» с упреками не согласны. «Мы стремимся стать глобальной энергетической компанией, и нам необходимо тратить на поддержку имиджа», объясняет сотрудник монополии. Кроме того, реклама и спонсорство это часть социальной нагрузки, признается он. «Газпром» по-прежнему планируeт потратить существенную часть бюджета на поддержку НТВ, уточнил другой менеджер. К тому же концерн финансирует футбольный клуб «Зенит» и много лет спонсирует сборную России по художественной гимнастике.
«Для Газпрома расходы на рекламу и PR очень важны, ведь ему еще предстоит работать над своим имиджем, считает руководитель аналитического направления Json & Partners Борис Овчинников. Но в компаниях такого масштаба управленческие расходы, как правило, слабо контролируются и минимизируются».
Как говорится, без комментариев.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. А у нас на рекламу и имидж нет ни одного рубля. Эх, нам бы чуть-чуть средств и мы бы провели серьёзную кампанию по разъяснению полезности слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре. И мы добились бы успеха, смогли бы убедить всех, использующих в работе компьютер, что набирать слепым десятипальцевым методом модно, удобно и престижно.