В ближайшие несколько лет в России ожидается модернизация существующей процедуры лицензирования и аккредитации вузов. На первом же заседании рабочей группы представители ректорского сообщества предложили два основных пути этой модернизации: так называемый эволюционный, предполагающий усовершенствование и развитие действующей системы контроля, осуществляемого Рособрнадзором, и революционный, смысл которого - в кардинальном изменении подхода к оценке вузов.
Суть эволюционного пути, который поддерживает в том числе и ректор МГУ Виктор Садовничий, состоит в привлечении к оценке вузов ректоров, представителей РАН и работодателей и в переходе на электронную систему обмена документами. Революционный же путь, разработанный ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым, предполагает кардинальное изменение самой системы. В частности, ректор ВШЭ предлагает объединить систему лицензии и аккредитации, разделить все вузы на три категории, среди которых будут ведущие и подконтрольные им учебные заведения, и заменить большую часть традиционных лекций «зависимых» институтов онлайн-курсами.
Стоит ли в корне менять нынешнюю систему контроля за учебными заведениями, мы выяснили у ректоров вузов и образовательных экспертов.
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:
«Я не поддерживаю кардинального изменения нынешней системы аккредитации, осуществляемой Рособрнадзором. Другое дело, что назрела необходимость в ее модернизации. В ходе которой стоит предусмотреть более активное привлечение к процедуре ведущих учебных заведений и образовательных экспертов, в том числе и зарубежных. Кроме того, и работодатели должны получить право делегировать своих представителей в комиссии по аккредитации вузов. Революционный путь изменения системы, на мой взгляд, приведет к ухудшению ситуации с региональными и отраслевыми вузами, при разделении они не смогут попасть в категорию ведущих. В результате в регионах будет остро не хватать специалистов, а количество учебных заведений может значительно сократиться из-за нехватки финансирования, большая часть которого уйдет на ведущие университеты. Что касается полного перехода с традиционных лекций на онлайн-курсы, вуз – это все-таки не лавка для выдачи знаний. Это социальная и культурная система, предполагающая общение, которое очень важно для русского человека. Хотя некоторые дисциплины, конечно, могут преподаваться дистанционно».
Владимир Зернов, ректор РосНОУ, член президиума Совета ректоров РФ:
«Данный вопрос уже широко обсуждался на заседании рабочей группы и в Совете союза ректоров, подавляющее большинство ректоров пришли к мнению, что нужно идти по эволюционному пути модернизации действующей процедуры аккредитации. Еще одна революция в системе образования точно не нужна и принесет только проблемы. Что касается модернизации системы, то мы готовы представить свои предложения по ее усовершенствованию. Конечно, в первую очередь стоит привлекать в комиссию по аккредитации уважаемых в образовательном сообществе экспертов и расширять их полномочия. Также необходимо пересматривать и критерии аккредитации, чтобы оценивать реальное качество образования вуза и его конкурентоспособность».
Вячеслав Гриб, председатель Российского профессорского собрания:
«Любая революция в такой консервативной сфере, как образование, может стать попросту опасной, поэтому к любым кардинальным предложениям стоит относиться с большой осторожностью. В целом и я, и многие мои коллеги сходятся во мнении, что модернизировать нынешнюю систему необходимо, но по эволюционному пути. Совершенствование процедуры аккредитации должно проходить взвешенно, с учетом накопленного опыта, возможно, путем экспериментов, чтобы посмотреть, как будет работать то или иное нововведение. Главное, чтобы к изменениям в конечном итоге оказалось готово вузовское сообщество».
Светлана Цикулина