- 72% опрошенных в России осваивает профессию, исходя из уровня зарплаты,
- 44% людей утверждают, что при достаточном выигрыше в лотерею оставили бы свою нынешнюю работу.
И столько же заявили, что не ушли бы с работы даже при достатке денег, то есть работают для реализации, радости, удовольствия.
Как это понять?
Почему люди так по-разному воспринимают свою работу? Что происходит с нами в процессе активной деятельности?
Проще говоря, почему мы работаем, и важно ли это?
Во Франции произошли некоторые события, которые помогают понять это. После 1945 года в одном из маленьких поселений ликвидировали градообразующую фабрику. После этого наиболее активные жители уехали, а оставшимся выплачивалось пособие от государства. Это пособие выплачивали трём поколениям.
Когда власти спохватились, третье поколение невозможно было трудоустроить, эти люди не способны были выполнять какую-либо работу. И подростки, и взрослые могли только есть, пить, на самом примитивном уровне общаться….
Они были необучаемы! Их поселили в новые дома (старые они не ремонтировали, соответственно, жильё пришло в негодность) и назначили содержание, обязав ухаживать за своими домами и землей вокруг…
Из- за бездействия в нескольких поколениях произошла деградация. Этакий вариант феномена «детей-Маугли» - перестали быть людьми и животными не стали, не могли себе добыть пропитание…
Именно в работе человек реализует свой потенциал, развитый до подросткового возраста и огранённый в годы юности и профессионального обучения. Современный человек без реализации не может быть счастливым, довольным, здоровым и спокойным.
Не применяя своих полученных навыков, некоторые испытывают состояние фрустрации, что может развить в них маниакальную жестокость и садизм…
Кто-то в этом случае станет горьким пьяницей...
Кто-то, лишившись работы, становится яростным разрушителем, вандалом, хотя до этого был добродушным исполнительным человеком …
Есть и такие, которые в любом случае найдут подходящее занятие!
А что же происходит, если человек работает ради денег, без учёта своих природных качеств? Если не развивает и не использует свои природные данные?
Хроническое недовольство собой, раздражение по поводу нелюбимой работы, увы, приведёт любого к гипертонии, диабету, к онкологии. Когда человек напряжен и раздражен, повышается и риск травмы, происходят всякие неприятности. С такими людьми очень тяжело общаться (и не только по поводу ненавистной работы).
Вопрос о выборе профессии, как правило, старшеклассник не решает самостоятельно. Родители, специалисты школы, ориентируясь на собственные предпочтения и неэффективные методики, помогают ему сделать выбор. Подросток не может сам сделать таковой даже при отсутствии давления, так как ориентируется на желания, навязанные ему окружающими, не может понять свои истинные потребности. Результат – годы уходят на получение ненужной профессии! А затем - разочарования, боль, обиды…
А ведь есть возможность подобрать профессию на основании природных данных. Нужно почувствовать свои желания! Не помешает и посоветоваться со специалистом!
Мне представляется, что хорошую базу для понимания человека даёт системно-векторная психология. Мне больше нравится та её концепция, которую разрабатывает Вячеслав Юнев и его команда на сайте «Лаборатория.8». Там же и самое большое количество доступного материала. Это направление психологии позволяет определить свойства подростка и подходящую для него деятельность.
- Кто-то – прирождённый предприниматель, руководитель «от бога», и под его управлением предприятие преодолеет любой кризис. Для этого подросток должен обладать стремительным тактическим мышлением.
- А кто-то прекрасный начальник отдела кадров или талантливый министр финансов, у него тонкое чутьё, откуда и куда «дует ветер»! Такое особое чутьё должно быть противопоставлено любой невидимой опасности - ваш ребёнок может стать вирусологом и микробиологом. Или быть великим политиком, может быть, разведчиком с особым «нюхом» на выживание. Таков ли ваш ребёнок?
- А этот — будущий законотворец, юрист, инженер с развитым логическим мышлением, хороший управленец. Или продавец, а может, спортсмен с вечной энергией достижений!
- Вот и прирожденный человек культуры! Все виды искусства подвластны этим людям. Учительница или воспитательница с развитым чувством любви и принятия, хороший интеллект с врожденной способностью принимать людей такими, как они есть…
- Усидчивый, стабильный человек – незаменим там, где необходимо высокое качество работы. Создать чудесное украшение, научить молодёжь ремеслу, смонтировать ракетную установку или санузел… всё под силу этим золотым рукам и системному аналитическому мышлению. Или стать великим романистом. Узнаёте своего?
- Абстрактный интеллект позволит вашему ребёнку «до дна» разобраться с математикой, физикой, музыкой, гармонией звучащего слова…
- А у этого подростка особая способность к монотонной работе, к высочайшей исполнительской культуре?
- А этот балагур может быть лектором или диктором, а может артистом «Петросян-шоу». Кстати, его превосходный гастрономический вкус обеспечит карьеру шеф-повара.
Татьяна Урвант