24 декабря глава Минпросвета Ольга Васильева подвела промежуточные итоги выполнения нацпроекта «Образование». Со слов министра выходит, что итоги эти более чем радужные и позитивные. Между тем наложение ее высказываний на реальную картину происходящего вызывает массу вопросов.
Комментируя недавние результаты признанного во всем мире исследования функциональной грамотности школьников PISA, Васильева отметила, что отечественная школа «движется вперед». На деле же результаты PISA свидетельствуют: наши ребята заметно сдали свои позиции в области чтения, математики и естественно-научных дисциплин, вылетев в 4-й десяток стран. Оказалось, наши школьники не умеют применять знания на практике, в том числе для решения простейших житейских задачек, вроде расчета оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика.
Столбовая дорога мирового современного среднего образования лежит в обозначенном самой жизнью направлении: не заучивать тексты из учебников (кстати, так же строго отобранных для школы не учителем, а чиновниками), а учиться с детства искать информацию в разных источниках, проверять ее, сопоставляя разные данные.
Родимый же Минпросвет двинулся в прямо противоположном направлении. Несмотря на протесты, новый Федеральный государственный образовательный стандарт жестко закрепил обязательный перечень изучаемых в школе тем. Жестко закреплен и перечень учебников, допущенных до преподавания в школе. И все это — для решения главной сверхзадачи: тотальной стандартизации учебного процесса по всей стране. Вроде как перебежал некто из одной школы в другую — и попал на то же место того же самого урока, с которого вышел…
Стремление втиснуть в официоз образовательного стандарта все новые и новые научные знания (а они, напомним, удваиваются каждые несколько лет) привело к страшной учебной перегрузке детей. Между тем Васильева недоумевает: откуда взялись эти нагрузки? «Для меня большая загадка, почему дети в школах, в том числе малыши, тратят от трех до шести часов на домашние задания», — говорит она. А ответ очевиден: надо, чтобы ребенок не «проходил» бесконечные темы, а пропускал их через себя в том самом информационном потоке, что подхватил жизнь человечества XXI века. Можно, конечно, делать вид, что мы по-прежнему пребываем в середине ХХ века. Но куда нас это приведет?
Стремление Минпросвета двинуть школу не вперед, а назад просматривается и в воспитании духовно-нравственных ценностей. Здесь тоже все, как в советские времена, только символы и лозунги сменились: вместо «Слава КПСС!» — «Слава Богу!» «Что касается духовно-нравственных ценностей, я убеждена, любая культура, особенно наша, зиждется на христианстве!» — говорит глава Минпросвещения. И это в многонациональной и многоконфессиональной стране!
Марина Лемуткина
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментирует академик РАО, заслуженный профессор МГУ Александр АСМОЛОВ:
— Посмотрев выступление Ольги Васильевой, трудно отделаться от впечатления, что перед нами — отчет хозяйственника о проделанной работе в стиле отчетов на партактивах. За этим отчетом абсолютно не просматривается образовательная политика.
Что перед нами — стратегия развития или стратегия контроля образования? В центре стратегии развития должны быть развитие личности ребенка, поддержка его индивидуальности и, главное, поддержка его мотивации и самореализации в этом мире. Если же в центре стоит стратегия контроля (а за каждым высказыванием министра просматривается именно это), то в центре — обезличивание, унификация, стандартизация, и получается, что у нас школа для ЕГЭ, а не ЕГЭ для школы. Школа под стандарты, а не стандарты как культурный инструмент развития личности ребенка.
Так, говоря о безопасности в школах, министр признается, что хотела бы, чтоб школу охраняли Росгвардия и психологи. «Хочу, чтоб к штыку приравняли перо». В данном случае психолога приравнивают к сотруднику Росгвардии! Восприятие психолога как охранника — это уникальное явление…
Ольга Юрьевна говорит, что надо запретить в школе использование во время урока мобильных телефонов. А после этих слов непонятно откуда появляются следующие факты: запрет мобильных телефонов приводит к росту внимательности ребенка, понижению его тревожности, повышению его активности и мобильности. Хочется перефразировать классика: «Забрать все телефоны бы да сжечь!»
У меня возникает нежное изумление: мы в каком веке живем? Наши дети уже давно имеют дело с огромным количеством приложений, но в них министру просвещения видится великое вселенское зло, угроза для ребенка. Конечно, надо знать, что он делает в Интернете, сколько времени там проводит и пр. Но считать, что уход в Интернет — это уход от реальности, неправильно. Можно все запретить, оснастить школы по последнему слову техники — но нельзя заставить учиться, когда нет мотивации. А мотивация и демотивация в школе — серьезнейшая проблема, и она оказывается абсолютно вне внимания министра. И неудивительно: ведь для нее главное — это хозяйственные дела и стандартизация.
Еще момент: в 2016 году Россия заняла 1-е место по индексу, связанному с пониманием прочитанных текстов. А сейчас мы свалились на 30-е место за столь короткое время. Не является ли это — выдвигаю как гипотезу — следствием того, что наше образование превращается в образование контроля и еще один индикатор того, что школа становится неинтересной для детей?
Марина Лемуткина